Рынок невзаимозаменяемых токенов оценивается в миллиарды долларов

Стоит ли покупать цифровое искусство и как заработать на NFT
Работы художника FEWOCiOUS: пять NFT-объектов, пять физических картин и рисунки из коллекции «Hello, i’m Victor (FEWOCiOUS) and This Is My Life» были проданы на аукционе Christie’s за несколько миллионов долларов
Работы художника FEWOCiOUS: пять NFT-объектов, пять физических картин и рисунки из коллекции «Hello, i’m Victor (FEWOCiOUS) and This Is My Life» были проданы на аукционе Christie’s за несколько миллионов долларов / Noam Galai / Getty Images

Карточка с изображением Гомера Симпсона в виде лягушонка Пепе ушла за $320 000. Певица Граймс и по совместительству девушка Илона Маска продала собственную коллекцию NFT за $5,8 млн всего за 20 минут. Солистка группы Pussy Riot Надежда Толоконникова заработала $190 000 на продаже части своего NFT-клипа, а блогер Илья Варламов за гифку с собственным изображением получил $14 000. На аукционе Christie’s девять невзаимозаменяемых токенов, привязанных к аватарам из коллекции CryptoPunks (коллекция состоит из 10 000 цифровых аватаров в виде людей, обезьян и разных существ), ушли за $16,9 млн.

Non-Fungible Token (NFT) – это уникальная виртуальная цифровая единица в блокчейн-сети. По сути, каждый токен является цифровым аналогом сертификата подлинности. «Если вы с соседом обменяетесь купюрами в 10 евро, то вы не потеряете, не выиграете и, в принципе, не ощутите никакой разницы. То есть эти купюры взаимозаменяемые. При этом ваш паспорт сам по себе уникален и не может быть заменен паспортом вашего соседа, – объясняет галерист Марат Гельман. – Аналогичная ситуация с невзаимозаменяемыми токенами, они не могут быть скопированы, а поэтому каждая закрепленная за ними работа – это редкость».

NFT позволяет доказать подлинность и уникальность цифровой работы. Именно поэтому технология стала так актуальна в мире искусства, где вопрос оригинальности работы всегда был важен. Цифровым искусством заинтересовались художники, работающие в традиционных форматах, а за ними подтянулись и коллекционеры. В начале этого года рынок пережил настоящий бум. Согласно отчету Nonfungible.сom – проекта, посвященного технологии, – общий объем продаж NFT в первом полугодии 2021 г. достиг почти $1,3 млрд.

Поднимаем ставки

У начинающего и еще не раскрученного автора ставки поначалу могут быть небольшими. CGI-художник Антон Лукашук (Buchara) рассказывает, что случайно узнал о NFT, когда наткнулся на новость о художнике, который продал свою работу на одной из криптоплощадок за 8 ETH (тогда порядка $11 000).

«Я сразу загорелся. У меня было две работы, которые я хотел опубликовать. Тогда я думал, что было бы здорово, если каждая работа уйдет за $100. Это был бы нонсенс для меня», – делится Лукашук. У него ушло пару недель на то, чтобы разобраться, как работает технология. Чтобы опубликовать свои работы, художник потратил около $200, эти деньги ушли на «газ» за транзакции. «Газ» – это деноминированная единица эфира (ETH), служащая для оплаты транзакций в блокчейне эфириума. Цена на «газ» все время меняется и зависит от загруженности сети. То есть чем больше людей пытается загрузить свои работы, тем более высокая цена.

Затраты Лукашука были оправданны. «Один коллекционер выкупил гифки с Навальным и Лукашенко за 0,5 ETH (примерно $950), а еще один приобрел вторую копию работы с Лукашенко за 1,7 эфира! Я глазам своим не мог поверить», – вспоминает художник. Лукашук поясняет, что можно выставить не только один оригинал, но и собственноручно создать копии. Для одной из своих работ он создал 105 дублей. Но чем больше копий, тем меньше их стоимость. «Семь копий было выкуплено, и я решил сжечь большую часть токенов до 15, чтобы увеличить ценность уже выкупленных копий для моих коллекционеров», – рассказывает художник.

Работы художника FEWOCiOUS: пять NFT-объектов, пять физических картин и рисунки из коллекции «Hello, i’m Victor (FEWOCiOUS) and This Is My Life» были проданы на аукционе Christie’s за несколько миллионов долларов

Лукашук признается, что за несколько последних месяцев NFT для него стал гораздо большим, чем просто технология, которая позволяет заработать деньги. «В апреле я вместе с партнером, который занимается технической стороной вопроса, запустил новую социальную сеть для творческих людей Bubbleron. Сейчас там зарегистрировано уже более 1000 человек, пользователи могут продвигать свои работы и привлекать коллекционеров», – делится он.

Художник Екатерина Зверева, традиционно работающая в офлайн-формате, тоже решила попробовать себя в NFT. «Я выложила свою работу на knoworigin.io совместно с HOFA Gallery, пока сделали только один бид (0,25 эфира). Цена все время меняется в зависимости от курса. Также у меня есть аккаунт на платформе Opensea. Для меня это был совершенно новый опыт и интересный эксперимент, но, чтобы работы покупали, необходимо заниматься и их продвижением», – говорит она.

Зверева объясняет, что происходящее с digital art и физическим искусством напоминает появление фотографии в XIX в., когда живописцы боялись, что перестанут быть нужны обществу. На деле фотография стала катализатором новых экспериментов во всех сферах изобразительного искусства и способствовала росту числа высококлассных художников.

«Сегодня число художников, работающих в цифровом формате, уже превышает количество мастеров, создающих традиционное искусство, будь то живопись, графика, скульптура и т. д. Работ в сфере digital art, особенно с появлением IPad pro и IPen, было создано в XXI в. в 2–3 раза больше, чем физических произведений искусства. При этом и количество людей, которые могут себе позволить купить копию работы за относительно небольшие деньги, тоже увеличилось», – рассуждает Зверева.

Кто покупает NFT-искусство

Почему люди готовы тратить тысячи, а порой и миллионы долларов на покупку пятисекундного ролика или картинки? Ответ на поверхности – ровно потому же, почему «Черный квадрат» Малевича оценивается в $20 млн, а розовый бриллиант «Призрак розы» на аукционе Sothеby’s в 2020 г. был продан за $26,6 млн. Дело здесь в эксклюзивности и уникальности продукта. «Художественный рынок стоит на нескольких культурных фетишах, и первый из них – уникальность произведения искусства. Этот фетиш зародился в начале I тысячелетия в Риме, когда в столицу империи привозили греческие скульптуры для украшения домов. На весь город привезенных произведений не хватало, и стали делать римские копии. Они были хуже исполнены, с тех пор на рынке искусства оригинал стоит много, а копия – чуть дороже затрат на производство», – приводит пример Гельман.

Об уникальности говорят все игроки рынка. «NFT больше похожи на бейсбольные карточки или картины, чем на биткойны или акции, потому что каждый продавец должен найти покупателя, который готов заплатить определенную цену за особенный, единственный в своем роде предмет», – объясняет сооснователь CryptoHQ Манана Самусева.

Людей, заинтересованных в NFT-искусстве, можно разделить на четыре типа.

■ Коллекционеры, искренне заинтересованные в собирании искусства XXI в.

Любой актив (недвижимость / спортивный игрок / карта) можно превратить в диджитальный, но сделать цифровое искусство значимым с художественной точки зрения крайне сложно, считает Самусева. «Продажи произведений искусств выросли на 2800% в 2020 г., рынок поднялся до $400 млн. Виртуальное искусство стало наиболее динамичным сегментом, на который приходится 24% рынка NFT. Средняя стоимость NFT на криптоарт-площадках – 0,5 ETH ($913,5). Как только снизятся затраты на стоимость транзакции (так называемый «газ» от $10 до $200), NFT станет доступнее», – отмечает она.

■ Криптомиллионеры, которые нашли способ осмысленно тратить свои деньги на работы цифровых художников.

По словам Гельмана, сегодня искусство становится вечным в прямом смысле слова. Ведь теперь оно не зависит от долговечности материалов и его не надо страховать от повреждений или кражи. Обладая им, мы отдаем должное художнику, его таланту и самовыражаемся через личную коллекцию. «NFT никогда не будут удалены и поэтому особенно ценны для коллекционеров. Они защищены от цензуры, конфискации, воровства. NFT – это навсегда», – считает он.

Сооснователь Blockchain.art Кристина Штейнбрехер-Пфандт тоже уверена, что будущее невозможно без новых технологий и вскоре транзакции с блокчейном станут стандартом для всех операций, связанных с торговлей произведениями искусства, как цифровых, так и физических.

■ Люди, которые хотят поддержать независимых авторов, будь то художники, музыканты или артисты.

NFT позволяет инвестировать в эмоциональные ценности и, по сути, является «ангельской» инвестицией в культуру, считает предприниматель и венчурный инвестор, CEO и сo-founder в компании Vault12 Макс Скибинский, который уже более 25 лет работает в Кремниевой долине. Главный фактор – это желание участвовать в каком-то социальном действии и финансово помогать талантливым людям или группам, считает он, например, так можно поддержать любимого артиста, певицу или какой-то креативный проект. При этом покупатель получит бонусы, которых нет в классической схеме пожертвований.

Представим, что известный историк создает YouTube-канал с правдивыми исследованиями, касающимися Второй мировой войны, где он вскрывает пласт за пластом вранье официальных пропагандистов, и, разумеется, у людей с интересом к истории есть желание поддержать этот проект, рассуждает Скибинский. В старом мире это просто был бы денежный перевод или PayPal, отмечает он. «Теперь представим, что историк, работающий над таким захватывающим исследованием, превращает редкие находки в NFT-объекты – красиво оформленную рамку с оригинальной картой с планами СССР нападения на фашистскую Германию или мало известный текст из дневника участника войны», – предлагает Скибинский. Общая задача – поддержка работы независимого историка, журналиста, музыканта, художника – остается прежней, но меняется формат социальной награды, которую получает покупатель NFT-объекта, отмечает он: «Ведь таким образом покупатель приобретает статус мецената искусств и науки. Подобный статус годы спустя может быть продан другим».

■ Те, кто зарабатывает на перепродаже искусства.

NFT становится гарантией подлинности и таким образом помогает развивать вторичный рынок. Коллекционер Макс Аленд попал в индустрию еще в 2018 г., когда только начиналась шумиха вокруг биткойна. Сначала покупал CryptoKitties за $200–300, а первое крупное приобретение обошлось ему в $1500.

«Для меня это игра. Что-то понравилось – беру. Ну и спекулятивная часть присутствует. Я не только коллекционирую, но и зарабатываю на перепродажах. Например, один из объектов я купил за 0,1 ETH, а продал в 30 раз дороже – за 3 ETH. Сейчас я выкраиваю бюджет на каждый месяц под перспективные проекты в NFT. Уверен, что те, кто сегодня успеет купить хотя бы один CryptoPunk, пусть даже самый дешевый, будет потом разъезжать на Lamborghini», – шутит Аленд.

Самусева вспоминает, что на заре NFT успела продать криптокотов (Digital Cat Collection) за $10 000 и $17 000. По ее словам, основными покупателями являются миллениалы, для которых важны не физические, а цифровые атрибуты и монетизация активов через финансовые продукты. Это закладывает фундамент для создания экономической инфраструктуры и финансовых продуктов, поддерживающих NFT. По мере развития технологии блокчейна индустрия NFT тоже будет совершенствоваться.

«Покупатели NFT – поколение людей, выросшее в цифровом мире гейминга, майнинга и футболок Supreme. При этом NFT-формат все еще остается очень элитным и, скажем так, закрытым сообществом», – добавляет Зверева.

Работы художника FEWOCiOUS: пять NFT-объектов, пять физических картин и рисунки из коллекции «Hello, i’m Victor (FEWOCiOUS) and This Is My Life» были проданы на аукционе Christie’s за несколько миллионов долларов

Вскочить в последний вагон

Собеседники «Ведомостей» сходятся во мнении, что индустрия цифрового искусства только набирает обороты. «Сегодня наиболее активен рынок в США, думаю, что совсем скоро присоединится и Азия. Весной в Пекине прошла выставка NFT звездных художников», – отмечает Штейнбрехер-Пфандт.

По словам Лукашука, любой творческий человек может войти в индустрию. При этом есть риск, что никто не заинтересуется работой автора, а значит, можно потерять деньги за загрузку. «Сегодня поезд набирает обороты, но дальше порог входа будет гораздо выше. Еще несколько месяцев назад, на заре хайпа NFT, можно было относительно легко продать свои работы, но правила игры меняются очень быстро, рынок устаканивается, и теперь нужно быть не просто художником с красивым визуалом, но также хорошим маркетологом, эсэмэмщиком, аналитиком и продавцом», – считает художник.

С ним согласен и основатель Chrono.tech Сергей Сергиенко: «Мы на пороге пересмотра парадигмы авторского права. NFT – новое слово в защите интеллектуальной собственности». По его словам, технологии в обозримом будущем приведут к изменениям в игровой индустрии и цифровом мире в принципе. «Но хочу предостеречь всех коллекционеров и желающих заработать на NFT-искусстве: область перегрета, – замечает Сергиенко. – В ближайшие месяцы ее ждут стремительные взлеты и падения. Соизмеряйте риски. Не всегда объект, который вы задумали купить, имеет художественную ценность».