Трафик домашнего интернета в России за год подскочил на 43%
Но операторы на этом не заработали – помешал безлимитный доступПочти на 43% до 18,4 млрд Гб вырос трафик фиксированного интернета в России в I квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует статистика Минцифры. Это аномальные темпы роста – для сравнения: в I квартале 2020 г. год к году он увеличился всего на 16%, в первые месяцы 2019 г. – на 12%. При этом трафик мобильного интернета тогда рос быстрее – за счет увеличения количества пользователей трафикоемких приложений (например, видеосервисов) и увеличения базы владельцев смартфонов, рассказывали ранее участники рынка. Но в I квартале этого года темпы роста мобильного интернета оказались ниже, чем у фиксированного, – он увеличился на 37% примерно до 6,7 млрд Гб, следует из материалов Минцифры.
У третьего по количеству пользователей российского интернет-провайдера – «ЭР-телеком холдинга» в I квартале 2021 г. рост трафика составил 70% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, говорит его представитель. Рост фиксированного трафика подтверждает и представитель «Ростелекома».
За первое полугодие 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года фиксированный трафик МТС в Москве, где работает ее «дочка» МГТС, вырос на 30%, за весь прошлый год рост составил порядка 40%, отмечает представитель оператора Алексей Меркутов: «Такая динамика сохранится в столице в ближайшие годы за счет роста проникновения цифровых сервисов и популярности видеоконтента». Данные по всей России он не привел.
34,7 млн абонентов
широкополосного доступа в интернет насчитывалось в России на конец I квартала 2021 г.
По данным Telecom Daily, на конец I квартала 2021 г. в России насчитывалось 34,7 млн абонентов широкополосного доступа (ШПД). Фиксированным доступом пользовались в 61% домохозяйств. На 1-м месте по количеству абонентов – «Ростелеком», обслуживавший более 12 млн подписчиков. На 2-м – МТС, у которой примерно 3,9 млн абонентов ШПД, на 3-м – «ЭР-телеком», у которого чуть менее 3,9 млн пользователей.
Рост фиксированного трафика напрямую связан с эпидемией COVID-19, уверен руководитель проекта Content-Review Сергей Половников: «Бизнес окончательно не вернулся в офисы, сотрудники продолжают работать удаленно, что ведет к увеличению трафика домашнего интернета. В прошлом году в России заметно вырос парк компьютеров, телевизоров, смартфонов, подключаемых к домашнему WiFi».
Пользователи не только работают и учатся из дома, но и развлекаются там же, продолжает Половников: «Прошлый год и начало этого года характеризуются всплеском интереса к онлайн-кинотеатрам, просмотр контента которых также ведет к увеличению фиксированного трафика».
Представитель «ЭР-телекома» также связывает рост спроса на фиксированный доступ с количеством удаленно работающих пользователей, «а также со стремительной популяризацией видеоплатформ, видеоаналитики и сервисов для видеоконференций».
В 2020 г. по сравнению с позапрошлым годом количество подписчиков онлайн-кинотеатров выросло на 40% примерно до 8 млн, рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «При этом выросло не только количество пользователей, но и глубина просмотра, время, проведенное перед экраном». По данным проведенного Telecom Daily опроса, в первом полугодии 2021 г. 48% пользователей онлайн-кинотеатров уделяли просмотру фильмов несколько часов в неделю, а 26% – несколько часов в день. В среднем люди проводят за просмотром примерно на 60% больше времени, чем в 2019 г., до эпидемии, утверждает Кусков.
По словам Половникова, рост фиксированного интернет-трафика не приносит связистам дополнительных доходов – их абоненты пользуются безлимитными тарифами: «Увеличение трафика и необходимость в связи с этим расширять и модернизировать сети могут быть оправданием для их повышения».
Для обеспечения надежности сети и опережающего роста ее емкости «ЭР-телеком» за прошедший год дополнительно инвестировал в нее более 3 млрд руб., говорит представитель оператора. «В 2021 г. в развитие инфраструктуры в Москве и Подмосковье МТС инвестирует порядка 16 млрд руб., что в 2 раза больше, чем в прошлом году», – обещает Меркутов.
«Сети «Ростелекома» справились с ростом нагрузки, они всегда строятся с резервом на увеличение трафика. Тем не менее в прошлом году были проведены работы по увеличению пропускной способности сетей на тех направлениях, где это было необходимо», – говорит его представитель.
Помимо увеличения тарифов операторы рассматривают различные возможности для монетизации роста трафика, одна из них – организация или покупка онлайн-кинотеатров, отмечает Половников: «Например, в прошлом году стало известно про переговоры холдинга Veon, которому принадлежит «Вымпелком», о покупке онлайн-кинотеатра Megogo. А в этом году МТС запустила свой онлайн-кинотеатр Kion».