«Неприземленным» IТ-гигантам перекроют поступление платежей

Для этого Роскомнадзор составит сразу два черных списка
На самые крупные зарубежные ресурсы – Google и Facebook, а также Twitter, Spotify и TikTok – сегодня приходится 25–50% закупок интернет-рекламы в России
На самые крупные зарубежные ресурсы – Google и Facebook, а также Twitter, Spotify и TikTok – сегодня приходится 25–50% закупок интернет-рекламы в России / Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

Иностранные IТ-компании, которые не «приземлились» в России, могут лишиться российских денег. Роскомнадзор составит черный список нарушителей, а банки будут блокировать денежные переводы в их пользу.

Минцифры опубликовало проект постановления, который закрывает правовые пробелы принятого закона о «приземлении». Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» вступил в силу 1 июля, его основное требование – все IТ-гиганты (Google, Facebook, Twitter, TikTok и др.) должны открыть филиалы, представительства в России или создать российские юридические лица до 1 января 2022 г.

Закон принят по инициативе группы депутатов Госдумы и сенаторов, в числе которых Александр Хинштейн, Антон Горелкин, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев и Алексей Пушков. Его действие распространяется на владельцев иностранных информационных ресурсов с суточной аудиторией более 500 000 российских пользователей. Цель закона в том числе сделать прозрачными финансовые потоки, проходящие через иностранные IТ-компании, объясняли его авторы.

За неподчинение закону предусмотрены запрет на рекламу, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу компании.

Среди наказаний за отказ «приземляться» в законе есть и ограничение платежей и переводов. Разработанный Минцифры проект описывает, как именно эти платежи будут ограничивать. Документ будет проходить общественное обсуждение до 18 августа. Представители Минцифры и Роскомнадзора (РКН) не стали комментировать проект. В Google не ответили на запрос «Ведомостей».

253 млрд руб.

составил весь рынок интернет-рекламы в 2020 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России

Планируется составить два ­перечня, вести их поручат РКН. Первый будет включать компании, которые не исполнили закон. Банки будут обязаны заблокировать любой вид денежного перевода (по карте, онлайн) в пользу нарушителей из черного списка, следует из документа. ­Если банк этого не сделает, то сведения о выявленном факте ­перевода денег будут направлять напрямую в Центробанк, поясняет руководитель практики «Цифровое и IT-право» в «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова. Закон о «приземлении» направлен на обеспечение равных условий для деятельности российских и иностранных IТ-компаний в интернете на территории России, говорит представитель Банка России. «Сейчас прорабатывается порядок взаимодействия уполномоченных ведомств, банков и других сторон», – добавил он.

Второй перечень будет состоять из иностранных поставщиков платежных услуг (но не иностранных банков), которые принимают платежи и переводы в пользу компаний из первого списка. Поставщиков платежных услуг РКН в список добавлять будет не сразу, а предварительно отправит им предупреждение. На устранение нарушения у компании будет 30 дней. При повторном нарушении платежного поставщика РКН будет добавлять в реестр.

В России сейчас, по данным ЦБ, 20 иностранных поставщиков платежных услуг, среди которых платежные сервисы Alipay, Apple, Google, Samsung, китайская платежная система Tenpay и др. Банки также будут блокировать переводы через эти компании, если они окажутся в списке РКН.

У компаний из черных списков остается возможность быть исключенными из них: решение можно оспорить в суде либо уведомить РКН о том, что компания выполнила закон. Тогда сведения будут удалены в течение трех рабочих дней. Реестры РКН будут общедоступными, за исключением персональных данных, содержащихся в них, следует из документов.

Поскольку закон о «приземлении» не дает иностранным компаниям значимых преимуществ, а только увеличивает потенциальные риски и возможный размер финансовых издержек, то ожидать от них активного выполнения требований закона не приходится, говорит Соколова. Поэтому вводятся меры за нарушение закона и наиболее значимая и, вероятно, самая эффективная из них – ограничение денежных переводов, считает юрист. По ее словам, настолько жестких мер, направленных, по сути, на ограничение коммерческой деятельности, по отношению к иностранным компаниям Россия еще не принимала.

Пока что сложно оценить, во сколько банкам обойдутся новые требования, но затраты банков увеличатся, полагает руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова: для обеспечения выполнения новых требований банкам, безусловно, потребуется внедрить определенные модификации IТ-систем и процессов мониторинга. Насколько это будут серьезные и дорогие изменения, можно будет ­судить только после того, как ­будут понятны конкретные требования к банкам, отмечает эксперт.

На самые крупные зарубежные ресурсы – Google и Facebook, а также Twitter, Spotify и TikTok – сегодня приходится 25–50% закупок интернет-рекламы в России, оценили опрошенные «Ведомостями» представители пяти крупнейших в России рекламно-коммуникационных холдингов: OMD Optimum Media Group, Publicis Groupe, АДВ, GroupM и Media Direction Group. Весь рынок интернет-рекламы в 2020 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, составил 253 млрд руб.

«Складывается четкое ощущение, что выдаваемые законопроекты могут быть губительны для российского бизнеса, особенно малого, – говорит управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. – Такие компании продвигают свои продукты как раз через рекламу на ресурсах иностранных IТ-гигантов. Очевидно, что законодатель, принимая такие решения, исходит из надежды на сокращение фактов ухода от налогов компаний и своей целью ставит пополнение казны, однако применение этих мер может вызвать непредсказуемые последствия. Это усложнит процедуру рекламы товаров и услуг и, соответственно, увеличит ее стоимость. Учитывая экономическую ситуацию в стране, введение этих мер максимально несвоевременно и может быть оценено исключительно негативно».