Первый российский среднетоннажный электрогрузовик представят осенью
Его сделают на базе японской модели Isuzu ELFО планируемой дате презентации машины и сроках начала серийного выпуска «Ведомостям» рассказал Сергей Иванов – владелец и директор компании Drive Electro, которая разработала электрогрузовик и сейчас строит завод для его серийного производства.
«Мы уже сделали автомобиль, приступили к сертификации, в сентябре она завершается, – рассказал Иванов. – После этого проведем презентацию продукта. Это будет развозной среднетоннажный грузовик для ритейлеров и других перевозчиков грузов полной массой 9 т. Это больше, чем «Газель», но меньше полноценного грузовика».
По словам Иванова, автомобиль будет полностью электрическим, пробег на одной зарядке составит около 200 км: «Это будет первый серийный автомобиль, который будет выпускаться на нашем заводе в Зеленограде. Его строительство закончится в мае –июне 2022 г., после чего запустим производство опытно-промышленной партии».
Средний объем производства составит порядка 500 машин, но поначалу он будет меньше, отметил Иванов.
Основой для российского электрогрузовика станет шасси японской модели Isuzu ELF (то есть кузов, кабина, ходовая часть). Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с деталями проекта. Иванов эту информацию комментировать отказался.
Представитель Isuzu в России подтвердил наличие проекта с Drive Electro, отметив, что для него будут использоваться шасси, которые производит завод компании в Ульяновске.
В Зеленограде в автомобиль установят электродвигатель, батарею и всю необходимую электронику. Сколько будет стоить автомобиль, Иванов не говорит.
Drive Electro – это коммерческое название частного российского НИИ, основанного в 2013 г. для разработки электрических и гибридных тяговых систем и накопителей энергии. Его основал Иванов, доктор технических наук. С 2013 г. компания работает с «Камазом» по проекту московского электробуса. К концу 2021 г. на столичных маршрутах будет курсировать уже 600 электробусов «Камаз», оснащенных батареей и комплектом тягового электрооборудования Drive Electro. При этом ячейки для литий-титанатных аккумуляторов компания не производит самостоятельно, закупая их у японской Toshiba.
У компании уже есть опыт работы с грузовой техникой. В сентябре 2020 г. Drive Electro представила первый опытный образец тяжелого электрогрузовика на шасси «Камаз» 5325. Такой автомобиль может проехать на одной зарядке около 120 км полностью загруженным. Он был передан в тестовую эксплуатацию ритейлеру «Магнит» в сентябре 2020 г.
По итогам тестирования с «Магнитом» планировалось заключение первого серийного контракта на 200 автомобилей, рассказывал Иванов «Ведомостям» в феврале этого года. В том числе под этот проект Drive Electro строит собственный завод. Пока опытная эксплуатация грузовика «Магнита» продлена до следующего года, уточнил Иванов.
Среднетоннажный грузовик Drive Electro будет предлагаться потребителям с контрактом жизненного цикла на 10 лет. Он будет включать в себя техническое обслуживание машин и обеспечение клиента зарядной инфраструктурой, поясняет Иванов.
Сейчас на российском рынке вообще нет среднетоннажных грузовиков на электротяге. Эта ниша занята автомобилями с двигателями внутреннего сгорания: российским «Газон Next» и зарубежными Fuso Canter, Hyundai HD78, Hino XZU и Isuzu ELF.
По данным аналитического агентства «Автостат» на основе регистраций транспортных средств, рынок новых среднетоннажных грузовиков в России по итогам пяти месяцев 2021 г. вырос на 33% к тому же периоду 2020 г. и на 22% – к пяти месяцам 2019 г. Всего было продано 8700 автомобилей, что составляет 9% от общей массы проданного коммерческого транспорта в стране. Однако по итогам года продажи снизятся в базовом сценарии на 3% до 17 100 единиц, прогнозирует «Автостат». На рынке сказывается уменьшение числа малых и средних предприятий, рост курса евро и стоимости дизельного топлива.
Сегмент среднетоннажных грузовиков достаточно небольшой в России, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: «Без господдержки, в том числе закупок под конкретные проекты, такому грузовику будет сложно конкурировать в этом сегменте». Автотехника на электротяге всегда дороже при покупке, но дешевле в эксплуатации и насколько такое предложение будет интересно коммерческим потребителям, сказать сложно, рассуждает Беспалов: «Хотя рынок движется в этом направлении, и рано или поздно перейдет на электродвижение».
«Грузовичкофф» и ИКЕА искали в России возможности перенести свою логистику на электротягу, но не нашли подходящий грузовик, говорит руководитель транспортных проектов фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров: «Таких автомобилей на рынке не было. И если автомобиль у Drive Electro получится удачный, желающие его приобрести найдутся». По словам Жанайдарова, логистические модели ИКЕА и других крупных компаний, бизнес которых связан с перевозками, предполагают установку зарядных станций в собственных логистических парках, поэтому потребность в зарядном сервисе от изготовителя не столь принципиальна. А вот субсидии на компенсацию части затрат при покупке такой техники помогли бы стимулировать переход на электротранспорт, в том числе среди малого бизнеса, считает эксперт.