Россияне перешли на дорогие смартфоны
Средний чек такой покупки за год вырос более чем на 40%Средняя цена проданного в России смартфона составила в первом полугодии 2021 г. 23 700 руб. – это на 44% больше, чем годом ранее, следует из материалов МТС, с которыми ознакомились «Ведомости».
В «Связном» заявляют о таком же росте. В первом полугодии 2021 г. средняя цена на смартфоны в России увеличилась на 43% до 23 700 руб., подтвердил «Ведомостям» вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин: «Это первый заметный скачок средней цены за последние три года. Значительный рост средней цены на смартфоны, но все же не такой большой, как в этом году, был зафиксирован в первой половине 2018 г. – рост к аналогичному периоду 2017 г. составил 21%».
«По итогам января – июня 2021 г. средний чек от продажи смартфонов в нашей сети увеличился на 34% год к году», – говорит представитель Tele2 Дарья Колесникова.
«Рост среднего чека вызван дефицитом комплектующих на мировом рынке и увеличением себестоимости смартфонов, – уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. – Большинство новых моделей выходит по новым ценам, причем рост стоимости по сравнению с аналогичными моделями, вышедшими, к примеру, в прошлом году, составляет до 35%. В частности, модели Xiaomi, которые должны были бы стоить на старте продаж 22 000–23 000 руб., выходят по 30 000 руб. То же можно сказать и про ряд аппаратов Samsung». При этом в текущей кризисной ситуации покупатели предпочитают более дорогие аппараты, которые, по их мнению, более надежны и дольше сохранят актуальность с точки зрения функционала, отмечает эксперт.
«Недорогие гаджеты перестали удовлетворять потребности пользователей, спрос смещается в пользу моделей с большим объемом памяти, качественными камерами и большими дисплеями, – согласен представитель МТС Алексей Меркутов. – Такие устройства позволяют комфортно пользоваться современными приложениями и долго остаются актуальными, что позволяет реже менять их». По словам Меркутова, если раньше лидерами продаж были демократичные по ценам модели разных брендов, то в первом полугодии 2021 г. лидирует iPhone 11 (самый дешевый аппарат этого модельного ряда с памятью 64 Гб в рознице МТС стоит 45 990 руб.).
Догадин отмечает, что на общий размер среднего чека существенно повлиял спрос на смартфоны Apple: «В первом полугодии 2021 г. их средняя цена увеличилась на 26% до 73 000 руб.». В целом, по его словам, средняя стоимость аппаратов в ценовой категории «45 000 руб. и выше» выросла на 18% до 81 000 руб., а доля этой категории в продажах в денежном выражении увеличилась на 2,8 процентного пункта до 9,5%.
«Быстрее всего растут продажи в ценовой категории от 50 000 руб. – в первом полугодии 2021 г. их продажи в натуральном выражении год к году выросли более чем вдвое», – утверждает представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева.
Именно тем, что россияне покупают дорогие смартфоны с большим сроком службы, участники рынка объясняли количественный спад их продаж: в первом полугодии 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи в единицах товара снизились на 4–6% примерно до 12,8 млн аппаратов, рассказывали они ранее «Ведомостям».
В 2020 г. средний срок замены смартфона покупателем в России составлял около двух лет, а в 2021 г. он увеличился до 2,5–3 лет, утверждает Муртазин: «Это напрямую связано именно с покупкой дорогих смартфонов».
Человек, знакомый с менеджерами нескольких ритейлеров, напоминает, что в 2020 г. часть социальных выплат, связанных с эпидемией COVID-19, была потрачена на покупку смартфонов, причем не самых дорогих: «В частности, это были дешевые аппараты для детей, что тоже влияло на размер среднего чека. В этом году массовой скупки бюджетных аппаратов не наблюдалось».
«Привыкая к цифровым сервисам, клиенты нуждаются в качественных устройствах, например, покупатели чаще выбирают смартфоны с экраном от 6 дюймов, которые стоят дороже, – отмечает Колесникова. – И хотя в целом пользователи реже обновляют смартфоны, на новые модели сейчас активно переходят владельцы устаревших аппаратов, которые уже плохо поддерживают современные цифровые продукты».
«Сейчас потребители фактически не могут тратить деньги на туризм, ограничено посещение ресторанов и другие офлайн-развлечения, зато все больше места в их жизни занимают цифровые развлечения, все это способствует покупкам дорогостоящих смартфонов, – указывает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. – При этом не стоит забывать, что Россия – страна демонстративного потребления: обладание дорогим смартфоном поднимает статус его обладателя в собственных глазах».