Для монтажников-высотников создали виртуальный мир
«Россети» закупают VR-тренажеры для обучения персонала«Россети» закупили у российского разработчика VR-приложений «Номикс» комплекс виртуальной реальности для обучения и тренировок своих сотрудников, рассказали «Ведомостям» в сетевой компании и в «Номиксе». На VR-тренажерах энергетики смогут отработать сложные задачи, при этом не подвергая себя опасности, утверждает представитель IТ-компании. Представитель «Россетей» рассчитывает, что тренировочный комплекс повысит качество подготовки персонала. «Технологии виртуальной реальности сегодня дают возможность полностью воссоздать среду в цифровом пространстве – как визуальные образы, так и ощущения, это обеспечивает высокую эффективность в обучении, – утверждает гендиректор «Номикса» Аркадий Оверин. – При обучении работе на линиях электропередачи такие решения незаменимы в контексте безопасности, в частности, потому, что позволяют избежать травм».
VR-тренажер от «Номикса» – это комплект из шлема виртуальной реальности и надеваемые на руки контроллеры. Программное обеспечение позволяет обыгрывать на тренажере замену выключателя на открытом распределительном устройстве мощностью 110 кВ и замену изолирующей подвески на воздушной линии мощностью 500 кВ.
«Сотрудник «Россетей» надевает VR-шлем – и перед ним появляется окно авторизации, куда он вводит свои учетные данные с помощью контроллеров шлема на руках и виртуальной клавиатуры», – рассказывает руководитель команды разработчиков VR в «Номиксе» Иван Головенчик. Далее пользователь получает доступ к программам тренировок, которые ему полагается проходить согласно занимаемой должности. Можно как пройти полную тренировочную программу, так и отработать отдельные элементы производственного процесса. «При этом система отправляет данные о времени прохождения тренировок, количестве и характере сделанных при этом ошибок на удаленный сервер. Это позволят наставникам дать обучаемому сотруднику персональные рекомендации и указать на пробелы в знаниях или слабые места», – отмечает представитель «Номикса».
Сколько стоит VR-тренажер, в «Номиксе» и «Россетях» не говорят. Из описания его аппаратной части следует, что в учебной системе используется комплект виртуальной реальности от компании Pico – на «Яндекс.Маркете» такой стоит 79 990 руб. «Наибольших затрат требует разработка программного обеспечения для VR – при минимальных вложениях в графику и функционал это 2–5 млн руб. и выше в зависимости от подрядчика», – говорит руководитель Liquid Studio Accenture в России Арсений Кондратьев.
До 2025 г. «Россети» планируют внедрить более 100 VR-тренажеров во всех 15 дочерних сетевых компаниях группы, работающих в 80 регионах страны.
По данным исследования «ТМТ консалтинга» и Huawei, российский рынок VR и дополненной реальности (AR) в 2020 г. по сравнению с позапрошлым годом вырос на 16%, достигнув 1,4 млрд руб. По прогнозам авторов исследования, к 2025 г. рынок AR/VR в России вырастет до 7 млрд руб. – в первую очередь за счет внедрения технологии в промышленности.
VR – это динамичный рынок, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «В ближайшие пять лет мы ожидаем его ежегодного прироста в среднем на 32%. Темпы могут оказаться и выше в случае более активных инвестиций со стороны предприятий, промышленность будет по-прежнему формировать большую часть спроса».
21% компаний в России из ключевых отраслей экономики – телекоммуникационной, финансовой, нефтегазовой, металлургической – уже активно внедряют VR-технологии, утверждает Оверин, ссылаясь на результаты исследования KPMG.
VR-имитация любых тренировок, которые требуют отвлечения больших человеческих и материальных ресурсов, использования специального оборудования, – это хороший бизнес-кейс, считает вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин: «Технология применима для отработки навыков работы с вышками, подземными кабелями и другими устройствами».
Применение VR-технологий для тренировки поведения при нештатных ситуациях или выполнении сложных работ уже доказало свою эффективность, отмечает Кондратьев: «Несмотря на огрехи в компьютерной графике и относительную дороговизну самого оборудования, это возможность погружения человека в ситуацию, выйти из которой в реальной жизни невозможно без длительных тренировок и большой практики».
VR-приложения сейчас востребованы в сфере ритейла, например для мерчандайзинга, отмечает Кондратьев: «С помощью шлема VR и виртуальной витрины отслеживается поведение пользователя в магазине – на что он смотрит, куда идет, у какого стенда проводит больше времени. Такие системы позволяют ритейлерам и производителям товаров проводить рыночные исследования быстрее, дешевле и с более широким охватом».
При всех очевидных плюсах у VR-обучения есть и издержки, рассуждает директор по стратегическому маркетингу «Русклимата» Мина Хачатрян: «Несмотря на развитие технологий, виртуальная реальность все еще далека от совершенства, полностью имитировать реальную жизненную ситуацию и обстоятельства, в которых она происходит, VR не может. На VR-тренажере человек отрабатывает производственные моменты и страха, реального ощущения опасности не испытывает. Поэтому, как будет действовать подготовленный на VR-тренажере в реальной стрессовой ситуации, прогнозировать сложно». Также Хачатрян отмечает, что вопросы вызывает устойчивость навыков, наработанных с VR: «Закрепление навыков в ходе деятельности в реальном мире, безусловно, необходимо».