Туристический стартап привлек $1 млн в разгар пандемии
Среди инвесторов – Sistema VC и Almaz CapitalСтартап Finalprice, возглавляемый Петром Кутисом, сооснователем сервиса Anywayanyday.com, привлек $1 млн от трех инвесторов, рассказали «Ведомостям» представители компаний. Лидером раунда стала компания OKS Group Олега Полякова и Кирилла Матвеева (партнеры рекламного холдинга Dentsu Russia), подтвердил ее представитель. В фондах Sistema VC и Almaz Capital сказали, что тоже участвовали в раунде. В OKS Group уточнили, что на долю компании пришлось больше половины привлеченных средств. Кутис заявил, что остается владельцем более 50% в компании после оформления сделки.
Finalprice был создан в 2017 г. и уже тогда получил финансирование в объеме $4 млн, сообщал один из участников того инвестраунда – Sistema VC. Finalprice предлагает пользователям за $99 годовую подписку, позволяющую покупать туруслуги по ценам поставщиков. Комиссионные, полученные от поставщиков за бронирование, стартап возвращает подписчикам в виде скидок или кэшбэка. Экономия может составлять 10–35% от стоимости заказа. Кутис утверждает, что в базе Finalprice более 1 млн гостиниц по всему миру – те же, что представлены в крупнейших системах бронирования Booking.com и Expedia.com. До сих пор сервис ориентировался на рынок США.
Привлеченные ранее средства вложены в разработку технологической платформы, приложения, «множество интеграций и бесконечное число тестов каналов продаж», рассказал основатель Finalprice.
«Однако оказалось, что основной канал привлечения аудитории – Facebook – демонстрирует нашу рекламу аудитории, качество которой не соответствовало требованиям, выставлявшимся соцсети, – заявил Кутис «Ведомостям». – Мы отказались от рынка США, так как бить в лоб дорогой рекламой и тратить все деньги на привлечение путешественников – не наш подход».
Никаких финансовых или количественных показателей работы компании в США глава компании не раскрыл. Однако он утверждает, что ко второму инвестраунду оценка Finalprice «не упала по сравнению с предыдущим».
Привлеченные в новом раунде средства понадобились Finalprice, чтобы запустить проект в Европе, говорится в сообщении OKS Group. В июне Finalprice стал стратегическим партнером программы Mastercard по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в странах Евросоюза. Банки – партнеры системы планируют в течение 12–18 месяцев подключить около 1 млн дебетовых корпоративных карт для МСБ, сообщил Кутис: «Владельцы таких карт получат доступ к услугам Finalprice со скидкой или бесплатно. Картами можно будет расплачиваться на Finalprice и с их помощью получать кэшбэки от поставщиков туруслуг».
Англоязычный Finalprice нужно адаптировать под рынки ЕС: добавить мультиязычность, валюты стран Европы, европейских поставщиков и локализовать клиентскую поддержку, пояснил Кутис. По его словам, сервис сохранит в Европе подписную модель, но для физлиц подписка будет стоить дороже годового обслуживания по корпоративной карте Mastercard.
«Начнем в Европе, где больше эмиссия корпоративных карт, следующие рынки, которые нам интересны, – Россия и СНГ», – говорит Кутис.
В OKS Group рассчитывают на скорое восстановление турбизнеса. «Мы ожидаем взрывного роста спроса в среднесрочной перспективе и прогнозируем уверенное восстановление турбизнеса в постпандемийный период», – приводятся в сообщении компании слова управляющего партнера OKS Group Марка Хэнни. Он ссылается на оценку Morgan Stanley, по которой в 2021 г. спрос на туруслуги достигнет 70–80% от допандемийного уровня.
«Туриндустрия начала оживать, самое время попытаться построить новый бизнес, – согласен генеральный партнер фонда Almaz Capital Павел Богданов. – Finalprice пережил кризис и, запуская программу с Mastercard, имеет шансы сильно вырасти после кризиса».
Sistema VC решила участвовать в текущем раунде в Finalprice еще до начала пандемии, рассказал партнер фонда Искандер Гиниятуллин. Он связывает перспективы стартапа с «довольно уникальной» бизнес-моделью, спросом в сегменте делового туризма и тем, что до пандемии данный рынок показывал стабильный рост. Гиниятуллин называет восстановление туриндустрии «вопросом ближайшего времени».
Полного восстановления турпотока вряд ли стоит ждать раньше 2023 или даже 2024 г., утверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), число международных туристических прибытий в Европе в январе – марте 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 83%.
Может показаться, что сейчас лучшее время покупать компании в туристическом сегменте, пока они дешевы, но есть серьезный риск надолго застрять в малоприбыльном и нерастущем активе, отмечает партнер фонда Untitled Ventures Игорь Лутц: «На туррынке слишком много неопределенности, и непонятно, хватит ли ресурса у объекта инвестиций дожить до лучших времен».
Подписные сервисы, возвращающие комиссию гостиниц и авиакомпаний, популярны в Европе. Весной 2021 г. такой сервис запустил портал Tripadvisor. Испанский туристический агрегатор Edreams запустил аналогичный продукт – подписку Edreams Prime – еще в 2017 г.
Подписка на туруслуги – новая ниша, ее пытаются освоить многие, говорит управляющий партнер фонда iTech Capital и совладелец сервиса Aviasales Глеб Давидюк: «Но ни Edreams, ни Tripadvisor не работают с Mastercard, и возможно, что именно партнерство с глобальной платежной системой облегчит Finalprice выход на европейский рынок». По словам Давидюка, в 2020 г., несмотря на ковид-ограничения, показатели Aviasales «били все рекорды», если текущая динамика сохранится, то по итогам всего 2021 года совокупные продажи через площадку (GMV) вырастут на 50% по сравнению с 2019–2020 гг. и превысят $2 млрд.