Sms-трафик операторов снизился на десятки процентов

Текстовые коммуникации переместились в мессенджеры
Необходимость абонентов в sms снижается уже на протяжении нескольких лет
Необходимость абонентов в sms снижается уже на протяжении нескольких лет / Евгений Разумный / Ведомости

Количество sms, которые в I квартале 2021 г. отправили друг другу абоненты «Вымпелкома», по сравнению с январем – мартом 2020 г. сократилось на 10%, следует из материалов оператора, с которыми ознакомились «Ведомости». По сравнению с началом 2019 г. этот показатель снизился на 41%, говорится в них: «Небольшие всплески наблюдаются в декабре и марте – вероятно, это связано с большим количеством поздравлений с праздниками, приходящимися на эти месяцы».

«Мобильный интернет в России один из самых дешевых в мире, поэтому часть пользователей используют его даже для совершения звонков, а с появлением различных мессенджеров такая услуга, как sms-сообщения, постепенно уходит в прошлое», – объясняют в «Вымпелкоме» причины снижения интереса к sms.

По данным оператора, за первые месяцы 2021 г. 30% sms, отправленных одним абонентом другому, были сгенерированы в Москве и Подмосковье. Без их учета из Центрального федерального округа было отправлено 22% личных sms. «Еще 16% отправили абоненты с юга, востока и северо-запада страны», – отметил представитель оператора, не называя конкретных регионов. Количество отосланных абонентами sms в «Вымпелкоме» не раскрывают.

В начале 2021 г. ежемесячный sms-трафик «Вымпелкома» мог составлять около 500 млн сообщений, что действительно примерно на 10% меньше, чем годом ранее, утверждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, ссылаясь на данные источников на сотовом рынке: «О том, что sms-трафик падает и сообщения, а также звонки уходят в мессенджеры и социальные сети, участники рынка говорят примерно с середины 2010-х гг. Но конкретные данные о падении спроса на sms, пожалуй, сейчас представлены «Вымпелкомом» впервые».

Тенденция к снижению количества переданных абонентами МТС sms примерно схожая, отмечает представитель компании: «Sms-сообщения давно перестали быть единственным каналом текстовой коммуникации. Сегодня они востребованы преимущественно пользователями кнопочных телефонов, а владельцы смартфонов все чаще используют для общения мессенджеры и социальные сети».

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин согласен, что sms как инструмент общения потеряли свою актуальность, во всяком случае для молодежи и большей части взрослых российских абонентов: «Сотни миллионов sms – это в меньшей части сообщения, которые отправляют люди старшего поколения, а в своем большинстве – не санкционированные операторами спам-рассылки с федеральных номеров, сервисы, подтверждать те или иные действия в которых надо с помощью sms, и проч.».

По данным Mobile Research Group, около 40% из зарегистрированных в сотовых сетях РФ мобильных устройств (всего их около 255 млн) – кнопочные телефоны. «Но их пользователи сейчас не оказывают сильного влияния на sms-трафик – это экспедиторы, курьеры, работники небольших офисов, которые используют такие аппараты для голосовой связи и практически не используют sms», – утверждает Муртазин.

«Sms давно стали технической услугой, клиенты Tele2 для общения между собой предпочитают мессенджеры, – отмечает представитель Tele2 Дарья Колесникова. – Снижение популярности sms не сказалось на выручке – это компенсируется ростом трафика в мессенджерах и активным использованием мобильного интернета».

«Необходимость абонентов в sms снижается уже на протяжении нескольких лет. Мы смотрим на потребности клиентов и учитываем их при формировании тарифных планов, предлагаем востребованные ими сервисы», – говорит представитель «Мегафона». Объем исходящих sms абонентов «Мегафона» снизился в I квартале 2021 г. на 16% к аналогичному периоду 2020 г. и на 34% к аналогичному периоду 2019 г., отмечает он: «Трафик мессенджеров вырос в I квартале 2021 г. на 310% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.».

О том, насколько именно упал трафик sms и доходы от этой услуги, в МТС и Tele2 не говорят.

Падение трафика у всех четырех федеральных операторов в 2020 г. было примерно одинаковым – около 10%, считает руководитель Content-Review Сергей Половников: «Пользовательские профили их абонентов ничем не отличаются, маркетинговые стратегии и тарифная политика тоже, конъюнктура рынка общая для всех. Однако уменьшение использования sms частными пользователями на доходах компаний практически не сказывается – они продаются в пакетах с минутами и гигабайтами по фиксированной цене».

Выручка от sms в отдельности практически не учитывается, так как большинство абонентов пользуются пакетными тарифами, куда включено определенное количество минут, sms и гигабайтов, подтверждает сотрудник одной из сотовых компаний.

Но доходность от корпоративных sms-рассылок имеет тенденцию к сокращению, отмечает Половников: «Банки, интернет-магазины и другие структуры, которые коммуницируют со своими клиентами, склонны переносить это общение в мобильные приложения, использовать push-уведомления».

По расчетам аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, в 2020 г. трафик мессенджеров в России (имеется в виду объем переданных по ним данных) вырос по сравнению с 2019 г. по меньшей мере на 50%: «Оценить рост проходящего по ним голосового трафика, сообщений, файлов и видео крайне затруднительно».

По данным опроса Deloitte, проведенного осенью прошлого года, WhatsApp активно использовало 84% российских владельцев смартфонов, Viber – 55%, Telegram – 41%, Skype – 34%.

Однако, по мнению Половникова, окончательно sms не исчезнут очень долго, поскольку это наиболее надежный канал передачи коротких сообщений, доступный там, где нет мобильного интернета или он плохо работает: «Это актуально как для компаний, осуществляющих рассылки, так и для частных пользователей».