НТИ объявит большой тендер среди разработчиков грузовых беспилотников
Призовой фонд конкурса составит около 300 млн рублейНациональная технологическая инициатива (НТИ) намерена объявить специальный конкурс с призовым фондом около 300 млн руб. среди разработчиков грузовых беспилотников. Целью мероприятия является создание комплекса взаимосвязанных технологических решений, позволяющих доставлять беспилотному воздушному средству (БВС) груз весом 50 кг на расстояние 1000 км. Разумеется, без посадки современный беспилотник так далеко не улетит, поэтому речь идет о создании сложной инфраструктуры с площадками для подзарядки, навигационной системой и погрузочными механизмами.
Официальный представитель «Платформы НТИ» Юрий Сушинов заявил «Ведомостям», что конкурс будет проводить в 2022–2024 гг. комитет НТИ Up Great, в состав которого входят представители Российской венчурной компании, фонда «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. Решение о проведении тендера будет принято конкурсной комиссией при Минобрнауки (министерство курирует нацпроект «Наука», в который входит НТИ). Деньги на призовой фонд выделяются в рамках федеральной субсидии, пояснил Сушинов.
Детальные параметры конкурса должны быть утверждены окончательно до конца этого года, тогда же начнется прием заявок, говорят в НТИ.
Создание комплекса беспилотной аэрологистики поможет сформировать в стране принципиально новый рынок перевозок, который станет частью большого проекта по развитию российских логистических технологий, отмечает представитель НТИ.
По данным ассоциации AeroNext, уже сегодня оценочный спрос на БВС-логистику в России составляет 200 млрд руб., к 2035 г. прогнозируется рост до 700 млрд. Среди потенциальных интересантов – компании нефтегазового сектора, логистические и инфраструктурные компании, фирмы продуктового и товарного ритейла.
Организаторы конкурса рассчитывают, что в нем примут участие 15–20 команд, а до финала дойдет 5–7. «Сегодня на отечественном рынке несколько десятков компаний, у которых есть разработки в области грузовых БВС», – напоминают в НТИ.
По условиям тендера дистанция и грузоподъемность будут расти поэтапно: начиная с 500 км при весе 15 кг с двумя точками посадки до 50 кг на 1000 км с пятью и более посадками.
Предполагается последовательное усложнение задачи, рассказывает директор по развитию технологических конкурсов НТИ Up Great Юрий Молодых: «Если вначале команды будут делать грузоподъемный мощный беспилотник, который может преодолеть большое расстояние по заранее спланированному маршруту, то далее он должен будет перестраивать маршрут прямо в воздухе, осуществлять промежуточные посадки без техобслуживания, работать в сложных метеоусловиях и летать в воздушном пространстве, в котором будут и другие БВС».
В конкурсе смогут принять участие все компании, которые занимаются разработкой беспилотных авиационных систем, рассказал «Ведомостям» член рабочей группы AeroNext НТИ Глеб Бабинцев: «Количество сателлитных и финальных этапов конкурса пока не определено, но к 2024 г. в рамках конкурса должно остаться несколько компаний, которые разработают каждый свою беспилотную авиационную систему, насыщенную комплексом технологий, позволяющих выполнять сложные логистические сценарии».
Конкурс НТИ будет проводиться в зоне экспериментального правового режима (его параметры определяет законопроект, разработанный Минэкономразвития и проходящий в эти дни второе чтение в Госдуме. – «Ведомости»), говорит Бабинцев: «Необходимо заранее определиться с выбором места, где экспериментальный правовой режим будет вводиться. Такими локациями могут стать полигон БВС в Орловке Тверской области или площадка НИЦ им. Жуковского в Дубне».
Претендовать на разработку БВС, способного решать подобные задачи, могли бы несколько российских разработчиков, считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов: «Среди компаний, работающих в области аппаратов коптерного типа, это «Вертолеты России», НПП «Стрела» и НПП «Радар ммс». Однако самым многообещающим здесь, пожалуй, является проект компании «Кронштадт», которая предлагает создать конвертоплан, что позволило бы сочетать преимущества аппаратов самолетного и вертолетного типов».
В будущем было бы логично апробировать беспилотную доставку грузов в районах с неразвитой транспортной инфраструктурой, считает Федутинов: «Во-первых, это объекты энергетической инфраструктуры, расположенные в удаленных локациях, где отсутствует дорожная сеть, а доставка грузов традиционно осуществляется при помощи авиации. Во-вторых, это удаленные населенные пункты, сообщение с которыми затруднено или финансово затратно. В-третьих, это районы с нарушенной в силу чрезвычайных ситуаций инфраструктурой».