Поведение школьников будет контролировать нейронная сеть

В подмосковной школе протестируют систему предиктивной безопасности
Разработчики подчеркивают, что система предиктивной безопасности не принимает решения – она оперативно реагирует и уведомляет всех ответственных о возможном происшествии
Разработчики подчеркивают, что система предиктивной безопасности не принимает решения – она оперативно реагирует и уведомляет всех ответственных о возможном происшествии / Валерий Шарифулин / ТАСС

Система предиктивной безопасности, разработанная компанией «Для самых родных. Обнинск», совместно с партнерами «АИС Город» и «Интегра-С», входящими в Группу компаний «Союзинфотех», будет внедрена в одной из школ Московской области уже в этом году, рассказали «Ведомостям» представители компании. Основная задача комплекса — следить за безопасностью, контролировать состояние инфраструктуры школы и процесс питания детей.

В систему входят умные камеры, способные распознать нетипичное поведение ребенка или опасную ситуацию, такую как бег по коридору или катание по перилам, рассказывает заместитель директора по IT «АИС Город» Валерий Кандаулов: «Если поведение ученика представляет угрозу ему или окружающим, в систему поступает сигнал, уведомляющий учителя и других ответственных сотрудников школы».

Кандаулов отметил, что все технологии, использованные в конструировании, – российские: «Решение готово к эксплуатации, достаточно только его смонтировать и подключить». Ранее данная система была введена в эксплуатацию в городе Обнинск в лицее «Держава».

Где именно будет тестироваться система – пока неизвестно. Сейчас идет инженерное обследование одной из гимназий на северо-западе Подмосковья, но окончательно определит место реализации пилота губернатор Московской области Андрей Воробьев.

«Чтобы определить психоэмоциональное состояние ребенка, мы используем нейронную сеть, которая сравнивает заложенные в нее эмоции и анализирует все факторы, от оценок ученика до его поведения, – говорит исполнительный директор группы компаний «Союзинфотех» Александр Кочуров. – Для наглядной характеристики настроения используются смайлики трех видов: веселый, спокойный и грустный. Если у ребенка, по данным системы, три дня подряд плохое настроение, школьному психологу и учителю придет уведомление, которое подскажет специалистам, что нужно обратить внимание на ученика и поговорить с ним. Результат общения будет зафиксирован в системе».

Также система будет взаимодействовать с коммуникациями в помещении и информировать об угрозах здоровью детей: например, если датчики показывают высокую температуру, значит, там слишком жарко и это может привести к плохому самочувствию учеников.

По словам Кочурова, проект финансируется в рамках нескольких ведомственных программ, в частности «Цифровой образовательной среды» Минпросвещения.

Разработчики подчеркивают, что система предиктивной безопасности не принимает решения – она оперативно реагирует и уведомляет всех ответственных о возможном происшествии. В систему входит как видеочасть – камеры с искусственным интеллектом, так и личный кабинет для родителей и учителей, рассказывает Кандаулов: «Из системы можно будет получать в том числе сводки по посещаемости занятий».

В зависимости от параметров системы стоимость ее внедрения в одном учреждении может составить от 500 000 до 6,5 млн руб., рассказывает Кандаулов. «Если пилотный проект в Подмосковье будет успешным, т. е. система покажет свою эффективность, то имеет смысл говорить о тиражировании опыта на всю Московскую область», — отметил он.

«Ведомости» направили запрос в министерство образования Московской области – на момент публикации комментариев оттуда не поступило.

Данная система будет более эффективной в части отслеживания конфликтных или угрожающих жизни детей ситуаций в сравнении с обычными методами отслеживания ключевых зон по камерам наружного наблюдения сотрудниками охраны, считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт: «Но такая система может ошибаться и давать чрезмерно избыточное количество сигналов по тем случаям, где вмешательство избыточно. Если это будет действительно так, ее будет необходимо дорабатывать. Но, учитывая участившиеся случаи нападения на школы и учебные заведения со стороны бывших или действующих учеников, инструмент такой предикативной безопасности просто необходим».

Идея создания единой аналитической системы на большом количестве источников данных для того, чтобы работали различные сопоставительные алгоритмы, является достаточно популярной, отмечает Николай Легкодимов, руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ: «Большинство систем такого рода при детальном анализе страдают от одинакового набора проблем, главной из которых является зашкаливающее количество ложных срабатываний, так называемых false positive. Одни дети бегают по коридорам для развлечения, а другие торопятся на урок, но система не отличит ситуацию, которая может стать опасной, от рядовой, которая не приведет к негативным последствиям. При этом панель мониторинга, стоящая у завхоза в кабинете, будет наполнена такими сигналами, которые ему нужно будет каким-то образом фильтровать».

Технический директор Axoya Алексей Новиков считает, что разрабатывать комплексные системы для школ целесообразнее всего на основе уже работающих систем контроля и управления доступом: «Они хорошо известны и понятны, их интеграция, включая использование специализированного оборудования, стала вполне привычным явлением <...> В составе комплексных систем безопасности школ должны присутствовать специальные сценарии обработки данных, покрывающие характерные «школьные» риски, индивидуальные и групповые – избыточную активность и агрессию, опасные игры, конфликты, использование запрещенных веществ и предметов, криминальные проявления».

По словам Новикова, важнейшей частью школьных систем безопасности являются персонализация и аналитика: «Первая призвана зафиксировать виновника или пострадавшего и наиболее оперативно разрешить инцидент, а вторая – обеспечить видение картины школьной безопасности в целом, нарабатывать наиболее успешные практики применения и точно понимать, куда необходимо далее развиваться».