Сервис подкастов SoundStream подал в суд на «Газпром-медиа»
Он требует 10,7 млн руб., потраченных на подготовку к несостоявшейся сделке по продаже актива холдингуПервое слушание дела назначено на 1 июня, следует из картотеки арбитражных дел. Истцом выступило ООО «Русские медиа», основным акционером которого является Дмитрий Маров, основатель подкаст-платформы SoundStream.
Иск подан к дочерней компании холдинга ООО «ГПМ радио». Маров намерен отсудить у холдинга 10,7 млн руб., вложенных в SoundStream. Поводом для разбирательства стало неисполнение «ГПМ радио» обязывающего соглашения, заключенного с совладельцами «Русских медиа» в ноябре 2019 г., рассказал Маров «Ведомостям». По его словам, соглашение было частью сделки по продаже «Газпром-медиа» активов компании – подкаст-платформы SoundStream, на которой собрано более 300 000 подкастов, хостинга PodFM и подкаст-студии. Он утверждает, что по соглашению в течение месяца – к концу декабря 2020 г. – стороны должны были подписать договоры, оформляющие сделку.
По словам Марова, соглашение предусматривало, что перед продажей «Русские медиа» за свой счет проводят модернизацию платформы – в частности, улучшают хостинг и увеличивают контентное наполнение. Чтобы провести эти работы, Маров как частное лицо предоставил «Русским медиа» заем на сумму «около 11 млн руб.».
«По соглашению с «ГПМ радио» эти издержки должны были компенсировать первым платежом по сделке, – говорит Маров. – Сроки проведения платежа планировалось зафиксировать в документах, подписание которых было намечено на декабрь 2019 г.».
Однако сделка так и не состоялась. Маров рассказал, что сначала в «ГПМ радио» объясняли затягивание сроков новогодними праздниками, затем сменой руководства в холдинге. В январе 2020 г. глава «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко покинул компанию и вскоре занял пост вице-премьера правительств РФ. Гендиректором холдинга в марте был назначен Александр Жаров. Затем началась эпидемия COVID-19, и представители «Газпром-медиа» и «ГПМ радио» перестали отвечать на вопросы по поводу продолжения переговоров и оформления сделки, утверждает Маров: «После неоднократных письменных обращений было решено подавать в суд».
Основатель SoundStream не сообщил, во сколько «ГПМ радио» оценило «Русские медиа». «Переговоры велись не только со структурами «Газпром-медиа», но и с конкурентами холдинга, которые оценили 50% долей «Русских медиа» примерно в 150 млн руб.», – утверждает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом этих переговоров.
Ежемесячная аудитория подкастов и сервисов SoundStream составляет около 200 000 уникальных пользователей, утверждает Маров. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2020 г. выручка «Русских медиа» составляла 4,4 млн (5,3 млн по собственным данным компании), а чистый убыток – почти 22 млн руб. Маров объясняет убыток тем, что компания активно инвестировала в развитие бизнеса.
В «Газпром-медиа» отказались комментировать иск «Русских медиа» и не уточнили, почему холдинг отказался от сделки с компанией. Представитель холдинга назвал рынок подкастов перспективным направлением, так как в цифровой среде «стремительно растет потребление аудиоконтента».
«С прошлого года команда «ГПМ радио» развивает направление подкастов, для этого у нее есть собственные творческие и технические ресурсы, – рассказал он. – Радиостанции «ГПМ радио» создают для подкастов специальный контент, который не выходит в эфир. Внутри холдинга работает собственная подкаст-студия PodcastBar».
Внезапное и неоправданное прекращение переговоров можно квалифицировать как недобросовестное поведение, отмечает адвокат Forward Legal Олег Шейкин. По его словам, не исполнившая обязательства сторона в таком случае обязана компенсировать убытки истцу: «Однако, даже если Маров докажет недобросовестность «ГПМ радио», маловероятно, что суд признает убытками всю сумму инвестиции в улучшение подкаст-платформы. Убытки предполагают наличие потерь, но после срыва сделки «улучшенный» бизнес остался под контролем истца».
Российский рынок подкастов ежегодно растет более чем на 200% в денежном выражении. По оценке ассоциации IAB Russia, в 2019 г. объем рекламы в подкастах составил 76 млн руб., в 2020 г. – 160 млн руб., прогноз на 2021 г. – 330 млн руб. Эксперты ожидают, что к 2024 г. сегмент вырастет до 1,2 млрд руб.
Подкасты слушает около 8% населения России, подсчитали в IAB Russia. По оценке ассоциации, в 2019 г. суммарная аудитория подкастов составляла 8,6 млн уникальных пользователей в месяц. По данным сервиса Statista, в конце 2020 г. аудитория подкастов достигла 11,1 млн активных слушателей в месяц. Сегодня в России на регулярной основе выходит более 5500 подкаст-шоу. Крупнейшие подкасты, попадающие в чарты Apple и сервиса «Яндекс. Музыка», могут набирать от 50 000 до 120 000 уникальных прослушиваний на эпизод в течение 30 дней, рассказал «Ведомостям» автор подкаста «Искусство ошибаться», председатель рабочей группы по подкастам комитета по аудиорекламе IAB Russia Антон Маслов. Второй эшелон собирает по 20 000–40 000 прослушиваний.
Доход создателям подкастов приносят рекламные интеграции в контент, говорит гендиректор селлера онлайн-аудиорекламы Unisound Эдуард Рекачинский: «Для крупных брендов подкасты остаются интересным, но пока экспериментальным рекламным форматом». Среди категорий, представители которых размещают рекламу в подкастах, он называет «игры и развлечения», «финансовые услуги», «обучение и образование», а также автопроизводителей.