«Алису» научат оплачивать книги

«Яндекс» дополнил меню голосового помощника функцией покупки литературных произведений
Оплата аудиокниг через «Алису» может стать первым шагом к созданию на базе голосового помощника маркетплейса, на котором появятся самые разные товары и услуги Кирилл Каллиников
Оплата аудиокниг через «Алису» может стать первым шагом к созданию на базе голосового помощника маркетплейса, на котором появятся самые разные товары и услуги Кирилл Каллиников / Кирилл Каллиников / РИА Новости

В умных колонках «Яндекса» с голосовым помощником «Алиса» появилась новая опция – пользователи с помощью голосовых команд могут выбирать в библиотеке «Литрес» аудиокниги и оплачивать их, отдав «Алисе» распоряжение, рассказали «Ведомостям» представители поисковика и сервиса электронных книг. Для этого надо будет подать голосовую команду «Алиса, купи эту книгу» или «Оплати «Литрес», после чего на смартфон пользователя придет push-уведомление для подтверждения платежа, а затем книга станет доступной для прослушивания через колонку или мобильное устройство, объясняют в «Яндексе».

В «Литрес» добавляют, что иметь аккаунт в сервисе не обязательно, но, если пользователь захочет слушать через колонку книги, купленные ранее на сайте или в приложении «Литрес», его нужно будет завести: «Всегда можно авторизоваться под имеющимся аккаунтом, и все покупки будут объединены». Представитель «Яндекса» отмечает, что через «Алису» можно приобрести на «Литрес» около 140 000 аудиокниг и подкастов.

«Литрес» – первая компания, которая начала использовать «Алису» как инструмент прямых продаж, подчеркивает представитель «Яндекса», т. е. электронная библиотека первой из сервисов, не входящих в экосистему поисковика, реализовала схему, при которой заказ и оплата покупок осуществляются с помощью голосовых команд.

Выручка группы компаний «Литрес», в которую входит сервис электронных и аудиокниг, выросла на 32% в 2020 г., сообщил «Ведомостям» ее представитель в январе 2021 г. Цифры он не назвал, но по итогам 2019 г. «Литрес» отчиталась о выручке в 4,4 млрд руб., следовательно, в 2020 г. показатель составил порядка 5,8 млрд руб., подсчитали «Ведомости».

Ранее «Яндекс» и «Литрес» уже тестировали отдельные функциональные элементы нового сервиса. «Яндекс» в прошлом году запустил услугу голосовых платежей при вызове такси. Также голосовой командой можно одобрить покупку фильмов на сайте «Кинопоиск». В свою очередь, «Литрес» добавила в «Алису» навык, позволяющий воспроизводить через голосового помощника ранее купленные в электронной библиотеке книги.

«Оплата аудиокниг через «Алису» может стать первым шагом к созданию на базе голосового помощника маркетплейса, на котором появятся самые разные товары и услуги, которые можно заказать и оплатить голосом. Первое, что приходит на ум, – это продукты, готовая еда, предметы первой необходимости и проч.», – рассуждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.

«Яндекс» движется в том же направлении, что Amazon со своим виртуальным ассистентом Alexa, выпущенным в 2014 г. Приложение OurGroceries позволяет добавлять товары в корзину через голосового помощника и потом напоминает о них пользователю, когда тот находится в интернет-магазине.

Аудиокниги – один из ключевых драйверов развития книжного рынка во всем мире, отмечает директор по развитию группы компаний «Литрес» Александр Бобровский: «По итогам 2020 г. в России его оборот вырос на 44% до 2,1 млрд руб. Мы хотим, чтобы у пользователей была возможность покупать и слушать произведения с помощью любого устройства, которое находится под рукой. Пока рано говорить о финансовых ожиданиях от запуска продаж через умную колонку, речь скорее про увеличение спроса на аудиокниги в целом, расширение осведомленности аудитории о таком формате. Так мы создаем еще один важный канал потребления аудиокниг для пользователей».

На данный момент в России продано более 1,3 млн умных колонок, общая аудитория «Алисы» (через колонки и приложения для мобильных устройств) – свыше 45 млн пользователей в месяц, рассказывают в пресс-службе «Яндекса». «Глобально разработчики компании хотят сосредоточиться на сценариях, которыми удобнее пользоваться голосом. Аудиокниги, безусловно, один из таких сценариев», – считают в «Яндексе».

По оценкам Omdia, объем мирового рынка умных колонок в 2020 г. составил 154 млн единиц, увеличившись на 58% по сравнению с 2019 г. Глобальные продажи устройств за 2020 г. оценили в $11,3 млрд. По данным IHS Markit, к концу 2023 г. уровень проникновения умных колонок по всему миру достигнет 73%, в России доля «Яндекса» на этом рынке – более 90%, говорят в научно-исследовательском институте маркетинга GfK.

Новая модель продаж будет востребована, а также будет способствовать развитию рынка аудиокниг в целом, считает генеральный директор Storytel в России Борис Макаренков: «Аудиокниги – это очень удобный формат потребления, который всегда можно совмещать с другими делами и заниматься чем-то параллельно, этим обусловлен спрос на них».

Цифровизация коснулась и книжной индустрии – от создания реалистичной озвучки книг имеющимся или специально разработанным, кастомизированным голосом до продажи аудиокниг разными способами, в том числе с помощью smart-ассистентов, рассказывает «Ведомостям» генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский: «Но риск в части некорректного распознавания команды голосовым помощником повышается, если фраза короткая или экзотическая. К примеру, если вы хотите послушать или приобрести книгу Роберта Фиша, высок риск, что система распознает только fish. Такие же риски могут быть в части сложных, оригинальных названий книг».

Оплата с помощью биометрических данных, по лицу и голосу, уже не инновационная услуга, но до сих пор есть определенные барьеры доверия данным технологиям, в том числе голосовым командам для устройств, подключенных к платежным системам, отмечает руководитель PR-департамента консалтинговой группы vvCube Анна Ефремова: «Каждый из нас понимает и задается вопросом: а не утекут ли мои данные и не будут ли они использованы во вред мне? Такие технологии имеют свое будущее, но для этого обществу необходимо к этому привыкнуть, научиться пользоваться и доверять – это длительный процесс».