Персональные данные российских авиапассажиров локализуют в облаке МТС
Переговоры об этом ведет система Amadeus«Мы планируем локализовать наши IT‐решения в России. Здесь мы будем развертывать наши решения в российском облаке. Мы продвинулись в переговорах с одним из ведущих российских поставщиков облачных услуг – компанией МТС. Провайдер обладает развитой инфраструктурой: собственными дата-центрами и каналами связи по всей стране. Планируем в ближайшее время объявить о заключении соглашения», – сообщила «Ведомостям» директор Amadeus по работе с авиакомпаниями России и СНГ Светлана Малюк.
Amadeus (Испания) – поставщик IT-решений для авиа- и travel-отраслей, в том числе систем обслуживания пассажиров (Passenger Service System, PSS). В такой системе хранятся данные обо всех билетах (проданных и нет), регистрациях на рейс и, соответственно, персональные данные пассажиров. В России PSS от Amadeus используют S7 и «Уральские авиалинии».
«Мы готовы закрыть потребности Amadeus в IT-ресурсах и обеспечить надежными облачными решениями, которые предоставляются на базе собственных дата-центров МТС», – подтвердил «Ведомостям» директор облачного бизнеса МТС Олег Мотовилов. Партнеры не раскрыли коммерческие условия соглашения.
Локализовать системы бронирования, которыми пользуются отечественные авиакомпании, потребовал Минтранс. Соответствующее постановление правительства № 955 было подписано в июле 2019 г. Как объяснил «Ведомостям» представитель «Ростеха» (корпорация совместно с «Сирена-трэвел» развивает собственную систему бронирования), программные продукты должны быть включены в единый реестр российского софта для ЭВМ и баз данных. Это необходимо, чтобы «обеспечить необходимый уровень устойчивости систем и защиты данных, так как речь идет об очень чувствительной информации и безопасности перелетов», сообщил представитель корпорации.
Почти все крупные российские авиаперевозчики используют иностранные PSS, исключением является Utair (работает с «Сирена-трэвел» от «Ростеха») и «Азимут» (использует «Национальную систему бронирования» ТАИС, разработки «Онлайн резервейшн систем», ОРС). Пассажиры «Победы» бронируют билеты через продукт Navitaire («дочка» Amadeus), но компания постепенно перейдет на американскую систему Sabre, которой пользуется «Аэрофлот», знает менеджер одного из IT-провайдеров.
Предложений от Amadeus, связанных с сотрудничеством с МТС по размещению данных, или напрямую от МТС компания S7 пока не получала, сообщил ее представитель. «Ведомости» также направили запрос пресс-службам «Уральских авиалиний» и «Победы».
Облачная платформа МТС работает на технологиях Microsoft, а Amadeus и Microsoft в марте этого года заключили стратегическое партнерство, напоминает гендиректор ОРС Александр Сизинцев. «В ближайшее время назначены консультации Amadeus и Sabre с Минтрансом России, на которых они могут обсудить в том числе вопросы, а достаточно ли поместить систему в облако, чтобы она считалась локализованной в России, и можно ли допустить, чтобы облако имело технологии Microsoft. Эти вещи находятся в процессе обсуждения», – говорит Сизинцев. Он также предположил, что Amadeus обратилась к МТС именно по рекомендации Microsoft: «МТС работает на технологиях Microsoft и может отстаивать интересы этой компании здесь, в России, при локализации их продукта. А МТС – крупная, системообразующая компания, и к ней точно прислушаются».
Не все эксперты считают, что локализация данных в облаке позволит Amadeus выполнить требования постановления. «С точки зрения логики и техники – да, требования будут выполнены, с точки зрения юриспруденции это будет зависеть от трактовки такого способа госорганом», – говорит топ-менеджер иностранного IT-провайдера для авиаотрасли.
Представитель Минтранса отказался от комментариев «Ведомостям». Представитель «Ростеха» считает, что «использование облачных платформ, систем шифрования и токенизации не может служить критерием локализации и соответствия требованиям законодательства РФ».