Миллиардер Смушкин инвестировал в стартап из сферы онлайн-маркетинга
Владелец группы «Илим» вложит 400 млн руб. в технологию распознавания вещейПредседатель совета директоров целлюлозно-бумажной группы «Илим» Захар Смушкин приобрел долю в стартапе Viewevo, рассказал «Ведомостям» представитель АО «Вьюэво». По его словам, до конца 2021 г. Смушкин проинвестирует в компанию около 400 млн руб. в рамках инвестиционного раунда А: «Инвестиции уже направлены на создание технологии и далее будут расходоваться на совершенствование механизма распознавания в различных сегментах, развитие продукта и его продвижение».
В пресс-службе группы «Илим» подтвердили эту информацию.
«Инвестиции в стартапы для меня нерегулярная практика, данный проект стал исключением», – передал через пресс-секретаря Смушкин. Предпринимателя заинтересовали «амбициозная идея, команда экспертов-разработчиков и готовность ТВ-каналов к инновационным изменениям». «Развитие интерактивного телевидения через несколько лет предоставит пользователям неограниченные возможности взаимодействия с контентом, покупки товаров и услуг через экран в онлайн-режиме станут общедоступным сервисом», – считает Смушкин.
Технология Viewevo позволяет во время просмотра видеоконтента распознать вещи на экране телевизора или любого другого устройства, утверждает представитель стартапа. Зритель, на смартфоне которого установлено мобильное приложение Viewevo, может нажать кнопку «нравится» и сразу получить список вещей, присутствующих в кадре, или их визуально сопоставимых аналогов. Также он получает рекомендации по покупке этих товаров в интернет-магазинах. «Пилотирование технологии стартовало в программах «Вечерний Ургант» и «Модный приговор» на Первом канале для товарной категории «одежда», – рассказали во «Вьюэво». Однако разработчики утверждают, что технологию можно «использовать в любых сферах, сопряженных с производством и трансляцией визуального контента».
Смушкин стал одним из акционеров АО «Вьюэво» наряду с Леонидом Бляшовым – автором идеи и разработчиком технологии, уточнил представитель стартапа. Бляшов был одним из учредителей компании Promt, специализирующейся на системах машинного перевода, занимал руководящие должности в IBM Business Consulting Services, Lukoil Technology Services и финской IT-компании Tieto. Генеральным директором АО «Вьюэво» является Наталья Гринчишин, ранее заместитель гендиректора Национального рекламного альянса (крупнейший в России продавец ТВ-рекламы). По данным «СПАРК-Интерфакса», единственный акционер АО «Вьюэво» – Вера Тарасова, но последний раз АО обновляло информацию об учредителях в мае 2020 г. В прошлом году убыток АО от продажи составил 22,4 млн, а чистый убыток – 19,1 млн руб.
Бляшов назвал технологию Viewevo оригинальной разработкой, но принцип работы приложения не раскрыл, сказав лишь, что в основу положена «обработка видеоконтента нейронными сетями».
«Ведомости» протестировали приложение Viewevo в ходе просмотра передачи «Модный приговор». Приложение распознало часть присутствовавших в кадре предметов одежды, но несколько раз на экран выводилось сообщение «Viewevo не слышит звук из видео». Найденные товары приложение рекомендовало приобрести в интернет-магазине ЦУМа. Во «Вьюэво» уточнили, что помимо ЦУМа на площадке представлены и другие интернет-магазины.
Принципиальное значение звука для работы приложения может указывать на то, что сейчас Viewevo не анализирует изображение вовсе. «Если отталкиваться от того, что приложению необходим звук для работы с видеоконтентом, а также иметь в виду ограниченный список ТВ-программ, речь может идти о простой синхронизации изображения на экране и информации о вещах в кадре, которую разработчики заранее загрузили в приложение, – говорит директор по маркетингу и монетизации маркетплейса Ozon Олег Дорожок. – Непонятно, можно ли масштабировать такое решение или оно будет ограничено определенными производителями контента».
Заявленные вложения в проект заметно выше средних инвестиций в стартапы на ранних стадиях, которые характерны для российского рынка. «Для проверки первых гипотез и демонстрации первой выручки это достаточно большие деньги», – констатирует управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.
Актуальным для российского рынка считает Viewevo глава коммерческого отдела brand solutions «Сбермаркета» Аяна Бабасанова: «Выбранное создателями Viewevo направление – потенциально успешный рынок, в онлайне люди совершают эмоциональные покупки, особенно одежды, где многое зависит от секундной эмоции, вызванной картинкой».
Разработка инструментов, встраивающих в видеопоток персонализированные предложения, – тренд последних лет, признает Колесниченко.
Fashion-блогер Анжела Арутюнян говорит, что в Европе и США много успешных приложений для идентификации вещей по фотографиям и переход с этой функцией в видеоконтент логичен.
В 2019 г. «Яндекс» выпустил приложение коротких видео с технологией дополненной реальности Sloy: по короткому видео от пользователя система распознавала одежду и названия брендов.
Однако с точки зрения технологии распознавание образов в видеопотоке и на фотографиях остается «архисложной и пока не решенной задачей», уверен партнер инвестхолдинга OKS Group Алек Марианчи. В октябре 2020 г. OKS Group вложила $400 000 в стартап 3dlook (бесконтактное измерение параметров тела по двум фотографиям). «Весь вопрос в точности распознавания, говорить о решении проблемы можно, когда точность превысит 99%», – резюмирует Марианчи.
Сложность подобных проектов заключается в том, что надо объединить массу партнеров на одной площадке и предоставить всем возможность технической интеграции с минимальным пользовательским путем до покупки, указывает Колесниченко.