«Ростелеком» закроет макрорегиональные филиалы
Это позволит сэкономить до 5 млрд рублей в годО том, что уже в этом году «Ростелеком» может закрыть семь своих МРФ – «Центр», «Северо-Запад», «Юг», «Волга», «Урал» «Сибирь» и «Дальний Восток», – «Ведомостям» рассказал человек, знакомый с топ-менеджерами «Ростелекома», и подтвердил источник, близкий к компании. Именно эти структуры сейчас непосредственно управляют бизнесом компании на местах: координируют маркетинговую, техническую, закупочную политику региональных подразделений – также они выстраивают коммерческие отношения с наиболее крупными и важными клиентами, объясняют собеседники «Ведомостей».
Решение о ликвидации МРФ правление «Ростелекома» готовит во исполнение новой стратегии «Ростелекома», принятой в апреле, – в ближайшее время решение об упразднении МРФ будет объявлено трудовому коллективу, утверждает источник «Ведомостей».
«Опыт централизации функций в корпоративном центре «Ростелекома» уже есть. Например, в 2013 г. компания создала объединенный центр обслуживания, куда было перенесено большинство кадровых и бухгалтерских операций филиалов», – добавил собеседник «Ведомостей».
Точную численность сотрудников МРФ в «Ростелекоме» не раскрывают – близкий к нему источник говорит, что их несколько тысяч. Другой собеседник «Ведомостей» утверждает, что, упразднив МРФ, «Ростелеком» планирует сократить расходы примерно на 5 млрд руб. в год. Это около 1% годовой выручки оператора, составившей в прошлом году (с учетом показателей дочернего Tele2) 547 млрд руб.
Пока рано говорить о том, сколько сотрудников в результате реорганизации потеряют работу, утверждает близкий к компании источник, большинству будут предложены места в других подразделениях операторской компании: «Часть перейдет в региональные филиалы».
Схема управления с крупными филиалами в каждом из федеральных округов досталась «Ростелекому» в наследство от холдинга «Связьинвест», активы которого оператор поглотил в 2013 г. Тогда «Связьинвест» состоял из семи межрегиональных компаний связи, в которые были собраны операторы из большинства регионов России.
Комментировать управленческую реформу в «Ростелекоме» не стали. Его представитель напомнил, что в апреле оператор обнародовал стратегию развития, предполагающую повышение эффективности и оптимизацию затрат, в том числе за счет упрощения ключевых внутренних бизнес-процессов. Из стратегии следует, что, с одной стороны, корпоративный центр будет управлять бизнесом, связанным с обслуживанием частных клиентов, государственных и корпоративных заказчиков, а с другой – новыми тематическими бизнес-подразделениями (кластерами). Их пока пять: «ЦОД и облачные сервисы», «Информационная безопасность», «Цифровой регион», «Государственные цифровые услуги и сервисы», «Цифровая медицина». В дальнейшем количество кластеров может увеличиться, не исключают в «Ростелекоме». При этом схема, приведенная в стратегии «Ростелекома», не предусматривает участия МРФ в управлении его бизнесом.
Сколько стоит увольнение сотрудника «Ростелекома»?
В 2020 г.«Ростелеком» потратил на зарплаты сотрудникам 98,6 млрд руб., а на страховые взносы – 26,4 млрд руб. В прошлом году в компании работало 136 700 сотрудников. То есть средняя зарплата сотрудника, включая страховые взносы, составила 76 180 руб. в месяц (без взносов – 60 080 руб. в месяц). Трудовой кодекс предусматривает при сокращении максимальное выходное пособие в пять месячных заработков, т. е. на одного сотрудника «Ростелеком» может в среднем потратить до 380 900 руб., включая взносы во внебюджетные фонды.
«Упраздняя МРФ, «Ростелеком» ставит целью сокращение расходов и повышение управляемости, – считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. – Эффективной эта реформа будет при ликвидации дублирующих функций в центре и на местах и правильном выстраивании операционного контроля на более высоком уровне».
Идея упрощения управления выглядит логично, особенно учитывая предстоящее объединение «Ростелекома» с компанией Теле2, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Возможным риском, связанным с ликвидацией МРФ, является изменение привычной системы коммуникаций внутри компании, когда регионы получали указания от МРФ, а те – из центрального офиса. На первых порах региональный менеджер может просто не найти сотрудника, ответственного за принятие тех или иных решений, в штаб-квартире и наоборот. Не всегда просто будет общаться друг с другом менеджерам в Москве и, к примеру, во Владивостоке из-за разницы во времени. Хотя в целом коммуникации можно наладить».
«Опыт показывает, что массовое сокращение менеджеров приводит к тому, что их новым работодателям достается и часть клиентов, с которыми те работали, – переманивание перешедшими к другому оператору сотрудниками заказчиков «Ростелекома» может привести к оттоку крупных клиентов, – отмечает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. – При этом возможны утечки информации, в том числе конфиденциальной, – зачастую при увольнении менеджеры стремятся забрать с собой как можно больше баз данных».-
В 2020 г.«Ростелеком» потратил на зарплаты сотрудникам 98,6 млрд руб., а на страховые взносы – 26,4 млрд руб. В прошлом году в компании работало 136 700 сотрудников. То есть средняя зарплата сотрудника, включая страховые взносы, составила 76 180 руб. в месяц (без взносов – 60 080 руб. в месяц). Трудовой кодекс предусматривает при сокращении максимальное выходное пособие в пять месячных заработков, т. е. на одного сотрудника «Ростелеком» может в среднем потратить до 380 900 руб., включая взносы во внебюджетные фонды.