Выделенные «Ростелекому» частоты оказались у Tele2

Сотовый оператор использует «социальный» диапазон в коммерческих целях
Выделенные «Ростелекому» частоты оказались у Tele2
Выделенные «Ростелекому» частоты оказались у Tele2 / Андрей Гордеев / Ведомости

Компания запускает базовые станции, работающие в диапазоне 2,3–2,4 ГГц, который изначально был выделен «Ростелекому» для покрытия связью социально значимых объектов. Базовые станции Tele2, работающие в стандарте LTE на частотах 2,3–2,4 ГГц, обнаружило в Петербурге агентство Telecom Daily, проводившее тестирование мобильной связи в городе. «Контрольно-измерительный комплекс выявил работу базовых станций с международным цифровым кодом 250-20, принадлежащим Tele2, работали они именно на таких частотах», – рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Такие базовые станции уже работают и в Москве, утверждает он.

Ранее Tele2 подавала в Роскомнадзор заявки на получение разрешений эксплуатировать базовые станции, использующие 2,3–2,4 ГГц, говорит человек, знакомый с федеральными чиновниками и менеджерами нескольких компаний связи. Сколько из них было удовлетворено, он сказать затруднился.

Представители Tele2 и «Ростелекома» предпочли не комментировать ситуацию. Запуск оборудования «дочки» «Ростелекома» на сети материнской компании они не опровергли.

Обладателем частот 2,3–2,4 ГГц во всех регионах России «Ростелеком» стал в конце 2019 г. – тогда Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) без конкурсных процедур выделила их для строительства сотовых сетей, покрывающих социально значимые объекты: школы, части Росгвардии и пожарной охраны, фельдшерско-акушерские пункты и проч. Через год, в конце 2020 г., ГКРЧ фактически разрешила использовать эти частоты для работы на массовом рынке – из предыдущего решения исчезла формулировка, предписывающая применять их для телефонизации и подключения к интернету только социальных объектов.

Ситуация, когда частоты выделяют одному юрлицу, а эксплуатирует их другое, в России вполне легальна. Например, LTE-частоты компании «Скартел» (бренд Yota) использует владеющий ею «Мегафон».

Российские гражданские связисты уже пытались подступиться к диапазону 2,3–2,4 ГГц. Наиболее яркая попытка была предпринята в 2011 г., когда ГКРЧ выделила их «Основе телеком» – совместному предприятию «Айкоминвеста» Виталия Юсуфова и «Воентелекома», подконтрольного Минобороны; выданы они были по просьбе тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Правда, после того как этот пост занял Сергей Шойгу, выяснилось, что проект военному ведомству не интересен. В 2014 г. «Основа телеком» по решению суда была лишена частот, а в 2015 г. работу прекратили фрагменты уже запущенной сети.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка считают, что частоты 2,3–2,4 ГГц – удачное приобретение для Tele2 и «Ростелекома». Tele2 в итоге может получить такую же или даже бо́льшую полосу частот, чем она эксплуатирует сейчас, соответственно, она сможет предоставлять бо́льшую скорость интернет-доступа и качественно обслуживать бо́льшее число абонентов, отмечает человек, знакомый с чиновниками профильных ведомств. Правда, на практике полоса используемых частот будет варьироваться от региона к региону в зависимости от ограничений, связанных с работой на них других потребителей, добавляет он.

«2,3–2,4 ГГц уже поддерживает бо́льшая часть выпускаемых в мире смартфонов и других мобильных устройств, – отмечает Кусков. – Получив эти частоты, Tele2 могла бы в перспективе ускорить LTE на своих сетях примерно на 50%».

Чем шире используемый оператором частотный диапазон, тем меньше базовых станций ему требуется для качественного покрытия одних и тех же зон: двукратное увеличение полосы частот позволит сократить затраты на их строительство примерно на 30%.

Диапазон 2,3–2,4 ГГц нужен и самому «Ростелекому»: используя в том числе эти частоты, оператор намерен телефонизировать и подключать к мобильному интернету деревни и села с населением от 100 человек. Уже в 2021 г. в таких местах будет установлено более 1000 базовых станций, сообщил в начале этой недели вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Строить их будут, привлекая средства из резерва универсального обслуживания, в который все операторы отчисляют 1,2% своей выручки (в 2020 г. «Ростелеком» получил из него в виде компенсации за оказание неприбыльных социально значимых услуг чуть менее 13 млрд руб., говорится в отчете оператора).

В МТС и «Мегафоне» отказались от комментариев, «Вымпелком» не ответил на запрос «Ведомостей».

«Внеконкурсное распределение частот под программу подключения социально значимых объектов и универсальные услуги создало для «Ростелекома» и Tele2 неоправданные преференции перед другими операторами – частоты в России в очень большом дефиците, – отмечает руководитель Content-Review Сергей Половников. – Несмотря на то что отраслевые чиновники неоднократно говорили о необходимости распределения частотного ресурса на конкурсах и аукционах, этот принцип систематически не соблюдается».

Система госзаказа услуг связи, в ходе которого «Ростелеком» часто становится монопольным подрядчиком на тех или иных проектах и получает единоличный доступ к тем или иным ресурсам, неэффективна, утверждает Половников: «Для покрытия отдаленных районов и социально значимых объектов целесообразнее было бы создать оператора инфраструктуры, как это делается в Европе. В этом случае право пользоваться ею и претендовать на получение государственных компенсаций могли бы самые разные компании».