В России рекордно низкие безлимитные тарифы
Дешевле сотовый интернет может быть только в ИндииРоссия к концу 2020 г. заняла 2-е место среди крупнейших экономик мира (первые 50 стран по объему ВВП) в рейтинге доступности мобильного трафика. В прошлом году 1 Гб трафика обходился российскому абоненту в 24,6 руб., подсчитала аналитическая компания Content-Review. Дешевле гигабайт стоил только в Индии – 9,2 руб. (тарифы, номинированные в национальных валютах, пересчитывали в рублевом эквиваленте по курсам ЦБ на начало 2021 г.). За Россией следует Индонезия – 28,2 руб.
В индексе за 2019 г. Россия занимала в аналогичном рейтинге 6-е место – стоимость гигабайта была ниже в Иране, Израиле, Казахстане, Египте и Индонезии.
Средняя стоимость 1 Гб мобильного трафика на мировом рынке в прошлом году составила почти 189 руб. против 187 руб. годом ранее, говорится в материалах Content-Review. В России же цена гигабайта, напротив, снизилась примерно на 35%, отмечает руководитель Content-Review Сергей Половников.
«По нашим расчетам, средняя стоимость гигабайта за 2020 г. снизилась на 30% год к году», – поделилась представитель Tele2 Дарья Колесникова.
Снижение стоимости гигабайта в России обусловлено последовательным переводом абонентов на тарифы с большими пакетами трафика, говорится в отчете.
«Тарифы на сотовую связь в России растут, но объем трафика, который операторы включают в пакеты, увеличивается значительно быстрее, за год количество включенных гигабайтов выросло в среднем на 40–50%», – объясняет Половников.
В 2020 г. тарифы на сотовую связь в России выросли по сравнению с 2019 г. примерно на 10%, рассказывал ранее «Ведомостям» аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.
При этом в России самые низкие в мире безлимитные тарифы на мобильный доступ, следует из отчета Content-Review. Средняя величина такого тарифа в России к концу прошлого года составляла 630 руб. На 2-м месте Румыния с ценой чуть более 1300 руб. В среднем в мире безлимитные тарифы в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросли почти на 40% – до 4405 руб., подсчитали в Content-Review.
В большинстве стран мира тарифы с безлимитным доступом в интернет окончательно переместились в премиальный сегмент, это обусловлено в первую очередь необходимостью монетизировать запуск сетей 5G, говорится в отчете.
В 2020–2025 гг. операторы по всему миру могут вложить в развитие своих сетей около $1,1 трлн, прогнозировала ранее международная ассоциация GSMA. 80% этих средств пойдет на развитие 5G.
У операторов в развитых странах есть мотивация для увеличения доходов и повышения цен, которой пока нет у российских, – предстоящее или уже начавшееся внедрение 5G, напоминает Половников: «Пока не решено, какие частоты и где брать для запуска сетей пятого поколения в России, их сколько-нибудь массовое строительство ожидается не ранее 2024 г.».
Фактором, сдерживающим российских операторов от прямого и резкого повышения цен, также является регулирование – примеры того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вмешивается в ценообразование операторов, уже есть. Например, в феврале этого года ФАС завела дело против Tele2, обвинив компанию в необоснованном повышении тарифов для части абонентов на 13%.
У российских операторов практически нет механизмов, удерживающих абонентов от перехода к конкурентам, – повышение тарифов кем-либо из них спровоцирует дополнительный отток, добавляет Половников.
«В России между операторами идет конкуренция в сегменте безлимитных тарифов и пакетов с большим объемом включенного трафика, – говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. – При этом цены на рынке с высокой конкуренцией растут не так быстро, как хотелось бы операторам, а пакеты гигабайтов, которые они предлагают абонентам, расширяются».
Спрос на мобильный трафик продолжает расти, отмечает представитель МТС Алексей Меркутов: «За 2020 г. рост составил более 40% по сравнению с 2019 г. В связи с этим меняются и наиболее популярные в России пакетные тарифы: количество гигабайтов, включенных в пакет мобильного интернета, растет почти во всех регионах».
«При росте наполнения тарифов уровень цен на связь действительно почти не меняется. Например, в ряде регионов Tele2 удвоила пакеты трафика в ответ на рост потребления интернета при сохранении той же цены на тариф», – утверждает Колесникова.
«Стоимость мобильного интернета для абонентов действительно снижается, но, выбирая тарифный план, пользователь ориентируется скорее не на стоимость гигабайта или минуты разговора, а на тот набор услуг, который предлагает оператор», – считает представитель «Мегафона».