Google отказывается от персональных данных
Эксперты считают, что это снизит эффективность рекламыАмериканская корпорация Google откажется в 2022 г. от технологий отслеживания данных отдельных пользователей для таргетинга рекламы, а также от инвестиций в такие технологии, сообщил 3 марта в блоге компании директор Google по управлению продуктами Дэвид Темкин.
В январе 2020 г. Google объявила, что перестанет поддерживать сторонние файлы cookie в браузере Chrome в течение двух лет. Но в отличие от других IT-компаний, которые тоже намереваются отказаться (или уже отказались, как Apple с браузером Safari в 2020 г. и Mozilla Foundation с Firefox в 2013 г.) от файлов cookie, Google не будет разрабатывать альтернативные средства отслеживания предпочтений пользователей и использовать подобные технологии в своих продуктах, говорится в заявлении компании.
Рекламодатели используют файлы cookie (небольшие фрагменты данных, отправляемые веб-серверами и хранящиеся на компьютерах пользователей, с их помощью сайт запоминает информацию о ваших посещениях) для таргетинга рекламы и измерения ее эффективности.
Отказ Google от cookie и альтернативных технологий отслеживания отдельных пользователей не означает, что компания перестанет следить за поведением пользователей вовсе. Уже в марте Google начнет бета-тестирование технологии под названием Federated Learning of Cohorts (FLoC) в браузере Chrome. Суть технологии такова: алгоритмы машинного обучения будут анализировать данные пользователей, а затем объединять их в большие группы на основе схожих интересов и предпочтений. Эту информацию рекламодатели (которые присоединятся к тестированию FLoC в апреле) смогут использовать для таргетинга. При этом детальная картина о конкретных пользователях будет недоступна: данные будут обезличенными.
Тем не менее Google продолжит использовать в рекламе так называемые первичные данные – те, которые компания получает непосредственно от пользователей на собственных сервисах, например на YouTube и в поисковой системе Google. Кроме того, новая политика компании не распространяется на мобильные приложения – по данным исследовательской компании eMarketer, в 2020 г. на долю рекламы, отображаемой на смартфонах, пришлось 68% затрат на цифровую рекламу в США (однако в эту категорию попадают еще и мобильные версии сайтов). По мнению аналитиков, отказ от сторонних cookie может принести Google выгоду, уменьшив ее зависимость от данных других компаний.
Google – крупнейшая в мире компания, предоставляющая услуги интернет-рекламы. По данным консалтинговой компании Jounce Media, в 2020 г. на долю Google пришлось 52% мировых расходов на цифровую рекламу, которые достигли $292 млрд. Решение Google может подтолкнуть отрасль цифровой рекламы к менее персонализированному отслеживанию данных, пишет The Wall Street Journal (WSJ).
«Если цифровая реклама не будет развиваться так, чтобы бороться с растущими опасениями людей по поводу своей конфиденциальности и использования их личных данных, мы рискуем будущим свободного и открытого интернета», – заявляет Темкин. Согласно проведенному в 2019 г. анализу исследовательского центра Pew Research, 79% американцев обеспокоены тем, как компании используют их персональные данные, а 72% полагают, что почти все их действия в интернете отслеживаются рекламодателями и техкомпаниями.
Шаг Google вызвал негативную реакцию со стороны рекламодателей, пишет WSJ. «Без равноценной альтернативы это может серьезно подорвать большую часть инфраструктуры сегодняшнего интернета», – считают в Ассоциации общенациональных рекламодателей США. Кроме того, стартапы и небольшие компании считают, что Google меняет политику конфиденциальности для того, чтобы осложнить жизнь конкурентам, оставив их без возможности качественно таргетировать рекламу. По мнению профессора Принстонского университета Джонатана Майера, в представленном Google плане не хватает многих конкретных деталей.