«Ростелеком» совместит сотовую связь, освещение и рекламу
Оператор заказал партию телекоммуникационных вышек нового поколенияНа своем портале «Ростелеком» разместил контракт на строительство вышек на 900 млн руб. Решение, которое предстоит реализовать подрядчику, включает дизайн и производство многофункциональных опор с системами радиосвязи, видеонаблюдения, освещения, WiFi. Работы должны быть завершены до конца 2023 г., указано в контракте. Этот проект «Ростелеком» реализует под конкретного заказчика, пояснил представитель оператора. Имя заказчика в «Ростелекоме» не раскрывают.
«В стратегической перспективе «Ростелеком» планирует стать инфраструктурным оператором для операторов и предоставлять такие решения под ключ», – пояснил представитель компании, отметив, что преимущество разработки заключается в том, что в корпус опоры встроена антенна, к которой можно подключить оборудование сразу нескольких операторов мобильной связи. Такие конструкции легче модернизировать, что особенно важно в связи с перспективой внедрения оборудования стандарта 5G, пояснили в компании. Помимо того, это решение должно будет соответствовать определенному дизайну, согласованному с «Ростелекомом».
Исходя из описания закупки этот продукт не сильно отличается от того, что уже делают такие игроки, как «Русские башни», «Вертикаль» и «Сервис телеком», отмечает партнер и руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга. Из новых решений Шульга отмечает рекламные конструкции: существующие игроки на них не ориентируются, так как это не их бизнес, к тому же ветровая нагрузка на опоры может сильно повыситься. По оценке эксперта Deloitte, стоимость одной конструкции находится обычно в диапазоне 1–1,5 млн руб. за опору. «Возможно, «Ростелеком» решил таким образом развивать бизнес на основе инфраструктуры Tele2», – заключает он.
В Tele2 участие в проекте отрицают.
С развитием сетей пятого поколения востребованность мультимодальных опор может повыситься: если сейчас в Москве около 90 000 сотовых станций, то с появлением 5G их количество возрастет как минимум втрое, оценивал департамент информационных технологий Москвы (ДИТ). В связи с кратным увеличением точек размещения оборудования ДИТ обязал операторов унифицировать его дизайн: осенью департамент впервые разработал эстетические требования к объектам сотовой инфраструктуры, писали «Ведомости». Концепция ДИТа, в частности, предполагала уменьшение количества воздушных кабелей и проводов, а также чрезмерной громоздкости конструкций и оборудования базовых станций. Например, высота стойки или опоры станции не должна значительно превышать высоту самой антенны, цвет оборудования должен гармонировать с цветом и архитектурными деталями зданий.
Операторы связи большой четверки исторически владеют собственной инфраструктурой базовых станций, но в последние годы три из четырех федеральных операторов – «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 – заявляли о ее частичной продаже, а МТС еще три года назад заявляла о том, что будет сдавать вышки в аренду. Согласно отчету аналитической компании AC&M Consulting о рынке башенной инфраструктуры в России, почти половина новых конструкций в 2020 г. были возведены усилиями независимых компаний. За последние 12 лет число таких компаний выросло до 100 по всей стране, подтверждает президент группы компаний «Русские башни» Александр Чуб: «Спектр задач, стоящих перед инфраструктурными операторами, постоянно расширяется».
Если раньше операторы категорически не хотели зависеть друг от друга и развивали собственную инфраструктуру, то теперь стало понятно, что экономически это нецелесообразно, рассуждает представитель крупного технологического интегратора: «Сегодня операторы уже сдают опоры друг другу в аренду: такие кооперации особенно популярны в регионах, где нагрузка на сеть ниже, а установка отдельной опоры для каждого из операторов обходится дорого. C появлением 5G развивать собственную инфраструктуру станет еще дороже, и делить расходы компании будут более охотно».