Facebook склонил Австралию к компромиссу
Пример Австралии покажет другим странам, что можно требовать от техкомпанийFacebook восстановит доступ к публикациям австралийских СМИ «в ближайшие дни», сообщила компания в своем блоге 22 февраля. «Мы рады, что нам удалось достичь соглашения с правительством Австралии, и ценим конструктивные переговоры, которые мы провели с казначеем [Джошем] Фрайденбергом», – заявил управляющий директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Уильям Истон. Новость подтвердил и Фрайденберг, рассказав на встрече с журналистами 23 февраля, что Facebook «снова добавил Австралию в друзья».
Компромисса удалось достигнуть меньше чем за неделю (и, по информации The Guardian, спустя 11 часов обсуждений в сенате Австралии), после того как 17 февраля Facebook принял «тяжелое решение» заблокировать для австралийских пользователей новостной контент на своей платформе, – ранее обе стороны заявляли, что не пойдут на уступки.
По нашумевшему законопроекту, который обсуждается с 2017 г., правительство Австралии собирается обязать крупные технологические компании делиться выручкой с австралийскими изданиями, публикующими новости на их цифровых платформах. Теперь Австралия согласилась внести в проект закона поправки, суть которых: IT-платформам и издателям дадут два месяца на то, чтобы самостоятельно договориться о принципах и объемах коммерческого сотрудничества. А если они не смогут прийти к соглашению, их рассудят назначенные государством арбитры.
По словам Фрайденберга, генеральный директор Facebook Марк Цукерберг сообщил ему о намерении заключать соглашения с новостными издателями. Первой австралийской медиакомпанией, объявившей о планах на сделку с Facebook, стала Seven West Media, которой принадлежит газета The West Australian и телевизионная сеть Seven TV. «После переговоров с правительством Австралии мы пришли к соглашению, по которому мы сможем поддерживать издательские дома, в том числе небольшие и местные, по нашему выбору», – сообщила вице-президент Facebook по сотрудничеству с новостными организациями Кэмпбелл Браун.
Facebook – важнейшая цифровая платформа для австралийских СМИ, именно там читает новости 36% жителей страны, отмечает BBC. Как сообщает австралийское издание ABC News, в первые часы после блокировки новостного контента на Facebook зарубежный трафик австралийских СМИ упал на 30%, а местный – на 13%. «Действия Facebook четко показывают ценность, которую платформа представляет для новостных сайтов, и это повлияет на их переговоры», – считает аналитик по телекоммуникациям Ричард Уиндсор. А преподаватель Университета Западного Сиднея Николь Бриджес называет готовность Facebook заключать соглашения с австралийскими СМИ «очень разумной».
Под проект закона попадает и другой IT-гигант – Google. Компания, однако, оказалась более уступчивой, чем Facebook, и, погрозив заблокировать поисковую систему в Австралии, все-таки заключила сделки с Seven West Media, а также с Nine, News Corp и The Guardian. Новости этих СМИ будут отображаться на специальной новой платформе News Showcase. По информации The Guardian, согласно нынешним соглашениям Google будет платить Seven West Media $30 млн в год.
Агентство Bloomberg называет Австралию «испытательным полигоном по регулированию цифровых платформ». Несмотря на то что законопроект в Австралии еще не утвержден и, по словам профессора Университета Кертин Тамы Ливер, остается «непротестированным ружьем в столе казначея», другие страны внимательно следят за происходящим, чтобы выработать свой подход к регулированию бизнеса техгигантов. Так, в Канаде власти уже начали обсуждать принятие аналогичного закона. В ЕС в 2019 г. была принята директива об авторском праве, согласно которой площадки, такие как Facebook и Google, должны лицензировать контент у правообладателей. Первой страной, которая воспользовалась директивой, стала Франция. У других стран есть время на раздумья до июня 2021 г. По информации Financial Times, Комиссия ЕС может учесть австралийский опыт и внести поправки в готовящийся закон о цифровых услугах.