ФАС и сотовые операторы объявили войну спамерам

Звонки с подозрительных номеров переадресуют в голосовой ящик
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с сотовыми операторами разрабатывает меры борьбы со спам-звонками и сообщениями, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний и подтвердил представитель ведомства. «Сегодня набирают силу роботизированные звонки, так раздражающие потребителей, и ФАС видит необходимость в ответных мерах», – подчеркнул представитель антимонопольной структуры. По его словам, операторы разрабатывают специальные технические решения и алгоритмы, которые помогут защитить абонентов: «Они находятся в высокой степени готовности».

О том, что ситуация с мобильным спамом и мошенничеством обострилась в прошлом году, свидетельствуют данные самой ФАС и независимых экспертов. По данным антимонопольного ведомства, наибольшее количество зафиксированных нарушений рекламного законодательства (21%) было связано именно со звонками и sms, поступающими на телефоны абонентов без их согласия. В 2019 г. этот показатель составлял 12,8%.

Согласно статистике «Лаборатории Касперского» (ЛК), 63% звонков, пришедших абонентам с незнакомых номеров в январе – ноябре прошлого года, были спамом. Из них почти 6% предположительно были связаны с попытками мошенничества, говорится в материалах ЛК.

О каких решениях для борьбы со спам-звонками идет речь, представитель ФАС не уточнил. По словам сотрудников одного из операторов, в частности, обсуждается внедрение операторами сервиса или приложения, которое бы переадресовывало звонки с подозрительных номеров в голосовые почтовые ящики абонентов: «Сейчас ими практически никто не пользуется – но в свете борьбы со спамом эта опция может стать актуальной». По его словам, абонент сам сможет решать, прослушивать содержимое ящика или нет: «Главное – абонент должен дать согласие на подключение такой услуги».

«Если потребуется, ФАС подготовит изменения в законодательство, дающие операторам право устанавливать программное обеспечение, блокирующее с согласия абонента поступление нежелательной рекламы», – пообещал представитель ФАС.

Оградить абонентов от нежелательных звонков пытаются и другие ведомства. В сентябре 2020 г. Минцифры сообщило о создании рабочей группы по борьбе с телефонным мошенничеством, в которую вошли представители МВД, ФСБ, Роскомнадзора, ЦБ, других банков и операторов. «Сейчас проводится работа над систематизацией предложенных участниками технических, организационных, правовых решений по противодействию разным видам телефонного мошенничества, формирование и согласование проектов соответствующих нормативно-правовых актов», – сообщил представитель ведомства.

По мнению представителя «Мегафона», поправки в законодательство, принятые в 2014 г. и касающиеся несанкционированных sms-рассылок, позволили операторам эффективно оградить своих абонентов от нежелательных сообщений: «Сегодня мы блокируем около 400 млн спам-сообщений в год. Для эффективной защиты абонентов от спам-звонков необходимы аналогичные меры». Кроме того, необходимо скорейшее принятие законодательных мер, направленных на решение проблемы звонков с подменных номеров, подчеркнул представитель «Мегафона».

«Не исключено, что потребуется скорректировать законодательство так, чтобы появилась возможность идентифицировать и блокировать распространение рекламы без согласия абонента», – считает представитель «Вымпелкома».

К середине этого года МТС внедрит для всех абонентов бесплатное антиспам-решение, обещает ее представитель Алексей Меркутов: «МТС автоматически выявляет спам-номера на основе анализа big data и машинного обучения, опираясь на такие поведенческие характеристики, как продолжительность вызова, наличие постоянных обзвонов, соотношение исходящих и входящих вызовов, восприятие абонентами этих звонков как негативные или позитивные». Система сверяет все поступающие звонки с белым и черным списками и отправляет нежелательные или подозрительные вызовы на голосовую почту, о чем абонент извещается с помощью sms. «Такой функционал позволяет прослушать оставленное сообщение. Антиспам-сервис будет предоставляться с согласия абонента», – добавляет Меркутов.

Желающим абонентам «Мегафон» уже сейчас предлагает сервисы, направленные на ограничение телефонного спама, – блокируется 25–30 млн спам-звонков в неделю, говорит его представитель.

«Tele2 разрабатывает многоуровневую защиту клиентов от голосового спама. Это система, которая с помощью технологий big data распознает нежелательные звонки по продолжительности и частоте. Сейчас в разработке находятся еще несколько сервисов, которые будут предлагать клиентам возможность выбрать, принять ли вызов или отказаться от него», – говорит представитель оператора Дарья Колесникова.

Ежемесячно «Вымпелком» блокирует около 100 млн звонков-сбросов (это неотвеченные вызовы, провоцирующие абонентов перезвонить по незнакомому номеру), говорит его представитель. Есть у оператора и услуга, которая при вызове определяет название компании, откуда идет звонок, и выдает предупреждение о возможном спаме – автоматической блокировки при этом не происходит.

Наказать распространителя рекламы за телефонный спам вполне возможно, считает управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин: «Для этого следует обратиться сначала к распространителю, а в отсутствие сведений о нем – к рекламодателю и потребовать более к вам с такими сообщениями не обращаться. Если обращение невозможно или проигнорировано, следует обратиться в ФАС».

Помимо операторов антиспамовые продукты предлагают и сторонние разработчики. «При выборе того или иного антиспамового приложения важно обращать внимание, передает ли такая программа личные данные человека третьим лицам. У некоторых определителей, в том числе и у «Лаборатории Касперского», есть база данных, которая работает независимо от телефонной книги пользователя», – рассказывает руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls Дмитрий Швецов.

Однако есть программы, в пользовательском соглашении которых указывается, что приложение может передавать личные данные пользователя третьим лицам. «С одной стороны, человек сам дает согласие на раскрытие личных данных, с другой – он также может раскрыть личные данные других людей, которые записаны в его телефонной книге, без их согласия», – предупреждает эксперт.