АО «Глонасс» займется интернетом вещей

Для этого создана компания «Глонасс мобайл»
«Глонасс мобайл» займется дистрибуцией eSIM других операторов на рынке корпоративных решений
«Глонасс мобайл» займется дистрибуцией eSIM других операторов на рынке корпоративных решений / Кирилл Каллиников / РИА-Новости

Аффилированная с АО «Глонасс» компания «Глонасс мобайл» получила лицензию виртуального сотового оператора (MVNO), действующую до 2026 г. на всей территории России, следует из реестра Роскомнадзора.

«Глонассу» – оператору государственной системы экстренного реагирования при авариях «Эра-Глонасс» – в этой компании принадлежит 34%. 49% «Глонасс мобайла» владеет ее генеральный директор Ксения Свинцова, 17% – Валерий Судаков, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В АО «Глонасс» «Ведомостям» не смогли рассказать детали биографии Свинцовой и объяснить, как она стала владельцем крупнейшего пакета акций «Глонасс мобайл». Источник «Ведомостей», близкий к компании, утверждает, что в перспективе АО «Глонасс» может довести свою долю в «Глонасс мобайле» до контрольной.

Исполнительный директор «Глонасс мобайла» Ярослав Свинцов (отец Ксении Свинцовой) рассказал «Ведомостям», что компания не собирается работать как традиционный виртуальный оператор, т. е. предоставлять абонентам голосовую связь и интернет по своим тарифам, арендуя емкость у одного из сотовых операторов.

«Мы планируем зарабатывать на загрузке профилей на конечные устройства абонентов по фиксированной стоимости для оператора, а также готовы обеспечить их безопасное хранение и обработку на своей платформе», – уточнил Свинцов. Для этого компания создала специальную платформу для подключения eSIM-устройств, в том числе работающих в интернете вещей (IoT), к сотовым сетям.

«Глонасс мобайл» выступает как технологический партнер операторов при загрузке виртуальных eSIM-профилей на смартфоны или M2M-устройства, оснащенные eSIM-чипами», – отмечает Свинцов. Фактически «Глонасс мобайл» займется дистрибуцией eSIM других операторов на рынке корпоративных решений и будет зарабатывать на подключениях. Другая возможная модель монетизации – управление этими подключениями: например, быстрый перевод IoT-устройств заказчика на более подходящий тариф или смена оператора, рассказал близкий к компании специалист.

Инвестиции в проект Свинцов и представители АО «Глонасс» не раскрывают. «Разработка платформы продолжается, и необходимо учесть многие факторы, включая требования регулятора по использованию российских алгоритмов шифрования и идентификации пользователей, – говорит топ-менеджер «Глонасс мобайла». – Наши ожидания по финансовой отдаче проекта также пока рано озвучивать – мы находимся в стадии переговоров с потенциальными инвесторами».

С кем именно ведутся переговоры, Свинцов не сказал. Первоначальные инвестиции в такой проект могут составить $3–5 млн, считает менеджер одного из виртуальных операторов. Это расходы на фонд оплаты труда специалистов, IT-инфраструктуру, специальные системы поддержки eSIM, перечисляет он.

По словам Свинцова, eSIM-оборудование может использоваться и в «Эра-Глонасс» – автомобильные модули с eSIM-чипами на борту уже есть на рынке, они не требуют установки физических сим-карт, что удешевит и упростит работу автопроизводителей, устанавливающих эти модули в автомобили, считает он. Сейчас в «Эра-Глонасс» зарегистрировано более 6,7 млн транспортных средств (год назад их было более 5 млн), сообщили в пресс-службе АО «Глонасс». «Количество принятых и обработанных вызовов на сегодняшний день составляет более 9,5 млн», – говорит его представитель.

По данным международной ассоциации GSMA, на мировом рынке к 2025 г. количество IoT-устройств с eSIM сравняется с парком девайсов с традиционными сим-картами. В России к этому времени будет 56 млн IoT-устройств, посчитала J’son & Partners Consulting. На конец 2019 г. их было 23 млн, а на конец 2020 г. их должно было стать 24,7 млн, прогнозировала ранее компания. Использование в IoT-системах eSIM дает пользователям огромное преимущество – ведь замена сим-карт, например, в крупной логистической компании, где ими оснащено несколько тысяч транспортных средств, потребует много времени и заметных расходов, считает руководитель направления беспроводных технологий J’son & Partners Виталий Солонин.

Зарабатывать на внедрении eSIM в IoT хотят не только в «Глонасс мобайле». В декабре 2020 г. датчики, промышленные системы, видеонаблюдение и прочие сервисы по этой технологии начала подключать МТС. Подключение происходит по уже действующим тарифам оператора для интернета вещей, а активация eSIM стоит 250 руб.

По расчетам оператора, к концу 2023 г. через eSIM будет подключено около 20% всех IoT-устройств в России. Представитель «Вымпелкома» сообщил, что компания также «планирует предоставлять услуги интернета вещей на базе eSIM и сейчас прорабатывает разные решения». О намерениях развивать IoT на базе eSIM заявила и пресс-служба «Мегафона». Tele2 модернизировала платформу интернета вещей, которая теперь может обеспечить подключение более 11 млн IoT-устройств и готовится в том числе с применением eSIM, сообщил ее представитель: «Заказчику удобно удаленно подключать устройства к сетям разных операторов, что обеспечивает большую надежность соединений – в случае недоступности одной сети можно переподключить оборудование к другой».

«В теории проект «Глонасс мобайл» выглядит красиво, но на практике неизвестно, насколько удачным выйдет техническое исполнение», – рассуждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Кроме того, сомнительно, что при автоматизации логистики и инфраструктуры крупные участники рынка перевозок или, например, ЖКУ прибегнут к услугам пока ничем не зарекомендовавшей себя компании, считает он: «Что касается IoT на транспорте, то это сверхконкурентный рынок, на котором работают и сотовые операторы, и специализированные разработчики, занять на нем заметное место новому игроку будет крайне непросто».