Беспилотникам закон написан

У разработчиков воздушных и наземных беспилотников будет больше свободы при испытаниях своих изделий
Артем Коротаев / ТАСС
Артем Коротаев / ТАСС

Нормы законов «О безопасности дорожного движения», «О защите персональных данных», Воздушного кодекса, а также закона об обязательном автостраховании гражданской ответственности можно будет корректировать или отменять для участников экспериментов с инновационными транспортными средствами. Это следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития, с которым ознакомились «Ведомости».

Принципиальную возможность корректировать обязательные для всех правила в тестовых зонах дает принятый в 2020 г. закон «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере инноваций».

Однако изменения этих правил не могут противоречить действующим законам. Чтобы у правительства возникли основания временно приостанавливать действия тех или иных нормативных актов на отдельных территориях, эта возможность должна быть соответствующими законами предусмотрена. Законопроект Минэкономразвития как раз и решает эту проблему – он вносит в многочисленные законодательные акты поправки, звучащие практически одинаково: «Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций...»

Например, корректировке в рамках эксперимента может подвергнуться норма закона о безопасности движения, предписывающая ставить участвующее в нем транспортное средство (ТС) на учет, следует из законопроекта. Пересмотрено или даже отменено может быть требование о страховании гражданской ответственности владельца экспериментального ТС. То же касается и требования об обязательном медосмотре водителей – по причине их отсутствия в беспилотных автомобилях.

По словам представителя Минэкономразвития, законопроект уже получил одобрение правительства и «в ближайшее время будет внесен в Госдуму». Произойдет это позже, чем рассчитывали его разработчики, – по плану в конце января этого года закон предполагалось представить на подпись президенту.

Долгое время согласования связано с замечаниями со стороны правительства Москвы, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с ситуацией. «Правительство Москвы действительно просило доработать законопроект в части распространения его отдельных положений на реализацию другого закона – о специальном правовом регулировании экспериментов по внедрению искусственного интеллекта в Москве», – пояснил представитель столичного департамента информационных технологий.

Новый закон позволит, например, организовать эксперименты по управлению беспилотниками вне зоны прямой радиовидимости – такие тесты сейчас готовятся в Томской области в рамках проекта «Тайга» Фонда перспективных исследований, отмечает лидер рабочей группы «Аэронет» «Национальной технологической инициативы» (НТИ) Сергей Жуков.

Также поправки позволят протестировать технологии, обеспечивающие поэтапную интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство России, и выработать для них правила, говорит он. Таких правил в России сейчас фактически нет – концепция интеграции, подготовленная Минтрансом России, еще должна быть утверждена правительством. «Много вопросов связано с сертификацией беспилотных авиационных систем. Очевидно, сертификация легких беспилотников не должна быть такой же дотошной, как пилотируемых летательных аппаратов. Процедура должна быть менее сложной и дорогой – но при этом гарантировать, что эксплуатация беспилотного воздушного судна будет безопасной», – рассуждает Жуков.

Воздушный кодекс допускает полеты беспилотников, а законопроект Минэкономразвития даст возможность уточнить, в каком именно пространстве они могут проходить, отмечает пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов. По его словам, пилотные зоны для беспилотников будут зависеть от типа аппаратов: «Компания – опылитель кукурузы летает в своей зоне, грузоперевозчики – в своей».

Первые программы экспериментального режима полетов могут быть утверждены не ранее конца этого года, а работа в экспериментальных зонах начнется не раньше 2022 г. – к этому времени должны появиться нормативные акты, уточняющие правила работы в них, говорит Сушинов: «За счет апробации регулирования новых технологий внутри ЭПР мы сможем ускорить разработку необходимых нормативных актов и повысить их качество».

Позитивным для рынка проект Минэкономразвития считают и разработчики беспилотных автомобилей. «Тестовые проекты в рамках ЭПР позволят собрать необходимую статистику и получить опыт использования новейших технологий. Таким образом, ЭПР станут важным шагом на пути разработки федерального законодательства», – считает представитель «Яндекса». – Возможность обеспечения коммерческих пассажироперевозок на беспилотном транспорте, а также постепенное исключение страхующего водителя из процесса управления требуют дополнительного регулирования, которое может быть обеспечено в рамках ЭПР». Сейчас беспилотные автомобили «Яндекса» в тестовом режиме передвигаются по улицам столичного технопарка «Сколково», Иннополиса (Татарстан), Тель-Авива и города Энн-Арбор в США.

«Если говорить об автономных транспортных средствах, то в них устанавливается автоматизированная система управления, которая непосредственно влияет на системы управления автомобилем, – привел пример официальный представитель рабочей группы «Автонет» НТИ. – Обязательных требований к такой системе еще нет. Не установлены требования – соответственно, нет возможности пройти процедуры подтверждения соответствия этим требованиям. Без этого нельзя выезжать на дорогу. Чтобы преодолеть эти преграды, как раз и нужен закон, позволяющий временно отменять обязательные требования, содержащиеся, например, в федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Принятие такого закона, безусловно, упростит жизнь тем компаниям, которые разрабатывают и испытывают системы автономного вождения».

Однако главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин считает нынешний подход к регулированию рынка беспилотников неправильным: «Законопроект предполагает испытания новых технологий в зонах с ослабленным регуляторным режимом. Но никто не задается вопросом, что будет с этими инновациями после выхода из «песочницы», не исключено, что в стандартном режиме они окажутся неработоспособными, а изменения действующего законодательства – нереальными». По мнению эксперта, первостепенное внимание следует уделить гармонизации законов и технологий, а также подготовке необходимой для работы беспилотного транспорта инфраструктуры и разработке бизнес-моделей.

По оценке J’son & Partners Consulting, к 2035 г. будет продаваться до 30,4 млн шт. беспилотных автомобилей в год, объем их продаж оценивается в $364,8 млрд. К этому времени половина всех новых автомобилей в мире будет оснащена системами автопилотирования разной степени независимости от водителя, считают аналитики.