«Россети» вооружились беспилотниками
Компания начнет их применять для мониторинга ЛЭПЗакупленный компанией «Россети-центр» комплекс включает в себя мультикоптер, многофункциональные зарядные станции и программное обеспечение. Материальную часть поставляет концерн «Вега», входящий в холдинг «Росэлектроника» («Ростех»), ПО – концерн «Автоматика».
Эксплуатация комплекса начнется в Липецкой области в ближайшее время, рассказали «Ведомостям» в «Россетях», где рассчитывают, что мониторинг с беспилотника позволит собирать и анализировать данные о состоянии сетей и снижать аварийность ЛЭП. При обнаружении дефектов система будет автоматически передавать данные в информационную систему «Россетей», рассказывают в «Автоматике».
«ПО создает 3D-модель местности на основе полученных от беспилотника снимков, анализирует геометрию воздушных линий и выявляет дефекты, используя алгоритмы машинного зрения», – объясняет генеральный директор «Автоматики» Владимир Кабанов.
Такая технология может использоваться не только в электроэнергетике, но и в других отраслях, где необходим постоянный мониторинг протяженных коммуникаций, считает генеральный директор концерна «Вега» Вячеслав Михеев.
Более широкому применению дронов в целях мониторинга мешает «зарегулированность» процесса их эксплуатации, отмечает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства любая компания, применяющая в работе беспилотники, должна заранее получить разрешение на полет и согласовать его план с регулятором. Получение разрешения на полет и использование собранных фотовидеоданных также требует согласования с целым рядом государственных структур, что может занимать до двух-трех недель, дополняет Федутинов. При необходимости проведения экстренного мониторинга повреждений на ЛЭП в случае ЧС в обязанность эксплуатанта беспилотника входит подача запроса на использование воздушного пространства за пять суток до планируемого полета. А при плановом мониторинге состояния ЛЭП обязанность эксплуатанта – проходить длительную, до двух месяцев, процедуру по проведению экспертизы результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, рассказывает президент ассоциации AeroNext Андрей Грудев.
В пресс-службе компании «Россети» отметили, что действующие нормы позволяют осуществлять плановые полеты, но организация оперативных вылетов потребует дополнительной проработки: «В числе возможных решений закрепление за беспилотником определенного маршрута в зоне воздушных линий электропередачи и предельной высоты». В компании уточнили, что по итогам опытной эксплуатации будет рассмотрен вопрос о масштабировании технологии в группе «Россети».
По-прежнему для полетов за пределами прямой видимости оператора требуются разрешения авиационных властей и сегрегирование воздушного пространства, соглашается лидер рабочей группы «Аэронет» «Национальной технологической инициативы» Сергей Жуков: «Есть еще две причины точечного применения беспилотников для мониторинга ЛЭП: технологическая, которая состоит в нехватке беспилотников с достаточной грузоподъемностью и дальностью полета в сложных метеоусловиях, и субъективная – не все сетевики «вошли во вкус» применения новой технологии».
Далеко не все заказчики готовы применять беспилотники еще и потому, что аэросъемка может вскрыть нежелательные факты, например ненадлежащее состояние опор ЛЭП, заросшие просеки, напоминает Грудев.