Рынок спутникового TV пошел на снижение

Отток пользователей зарегистрирован впервые с 90-х годов прошлого века
Для многих регионов спутниковое телевидение – это зачастую единственный способ проведения досуга 
Для многих регионов спутниковое телевидение – это зачастую единственный способ проведения досуга  / МАКСИМ СТУЛОВ / ВЕДОМОСТИ

К концу 2020 г. в России стало 17,3 млн абонентов спутникового TV. Это на 0,1% меньше, чем в 2019 г., подсчитало аналитическое агентство «ТМТ-консалтинг». Отток абонентов пока наметился только на уровне погрешности, отмечает аналитик агентства Елена Крылова, еще в 2019 г. прирост рынка спутникового телевидения был на уровне 1,1%.

Снижение динамики подключений коснулось всего рынка платного TV (помимо спутникового в него входят IPTV и кабельное телевидение): прирост абонентской базы в 2020 г. составил 1,6% (годом ранее – 2,5%), отмечают аналитики «ТМТ-консалтинга», сказалось насыщение рынка, так как проникновение услуги составляет 81%.

Сейчас кабельное телевидение занимает 40% рынка платного TV, спутниковое – 38%, IPTV – 22%, уточняет Крылова. Выручка всего рынка за год выросла на 1,5%, существенно меньше прошлогодних 8,6% – в отличие от предыдущих лет в 2020 г. лишь отдельные крупные операторы подняли цены на свои услуги, а в сегменте IPTV вследствие предлагаемых операторами скидок произошло снижение выручки с одного абонента (ARPU), уточняют авторы отчета.

На бизнес спутниковых операторов, безусловно, повлияла доступность цифрового эфирного телевидения, отмечает Крылова. Переход на цифровое эфирное телевидение, завершившийся 14 октября 2019 г., сделал доступными 20 телеканалов в высоком качестве по всей стране – даже в селах, где нет мобильной связи и интернета.

Ключевое событие последних лет, которое оказало сильное влияние на рынок, – переход российского телевидения на цифровое вещание, подтверждает представитель провайдера спутникового ТВ «Орион» Ольга Поспелова: «Этот процесс длился 10 лет и не мог не сказаться на работе операторов, а масштабная рекламная кампания эфирной «цифры» привела к тому, что многие абоненты отказались от услуг платного телевидения и с целью экономии выбрали бесплатный доступ к телеканалам первого и второго мультиплекса – и в результате произошел заметный отток абонентской базы».

«Последние пару лет рынок прирастал более медленными темпами, чем в предыдущие периоды, поскольку вплотную приблизился к насыщению, и прирост абонентской базы операторов уже давно обусловлен не новыми подключениями, а способностью операторов удержать платящих клиентов», – отмечает представитель «Триколора» Анастасия Соколовская.

«Несмотря на общую тенденцию, у спутникового ТВ МТС активная абонентская база в 2020 г. выросла на 17% до 1 млн подписчиков, и за четвертый квартал 2020 г. рост составил 5,5%, уверяет представитель оператора Алексей Меркутов.

В настоящее время на рынке растут только IPTV- и OTT-сегменты (OTT – метод предоставления видеоуслуг через интернет), в то время как абонентские базы спутникового и кабельного телевидения стагнируют или снижаются, соглашается представитель «Ростелекома» Валерий Костарев: «Именно IPTV и OTT дают абонентам все более востребованные интерактивные возможности, включая паузу, перемотку или просмотр из архива». Число активных клиентов IPTV-платформы «Ростелекома» Wink выросло в прошлом году в 3,5 раза, добавил Костарев.

Для многих регионов спутниковое телевидение – это зачастую единственный способ проведения досуга и 20 каналов, которые предлагает цифровое телевидение, недостаточно, рассуждает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков: «Основные капитальные затраты – это покупка спутниковой тарелки, а сама ежемесячная плата составляет в среднем около 150 руб., поэтому те, кто уже купил тарелку, не отказываются от нее». Однако снижение базы спутникового TV происходит в крупных городах, где люди стараются выбрать интерактивные сервисы типа IPTV, и это действительно серьезный сдвиг, констатирует Кусков.