Колонки «Яндекса» в Россию не приехали

Причиной мог стать дефицит комплектующих
Колонки «Яндекса» в Россию не приехали
Колонки «Яндекса» в Россию не приехали / Андрей Гордеев / Ведомости

В конце ноября прошлого года «Яндекс» представил третье поколение своей умной колонки – устройство получило название «Станция.Макс». По заявлениям разработчиков, «Станция.Макс» стала «лучшей по звучанию» колонкой интернет-компании. Устройство получило трехполосный звук, поддержку видео в разрешении 4К HDR и LED-экран. Продажи начались 1 декабря, но продлились недолго. Сейчас колонки нет ни в одной из крупных сетей, свидетельствуют данные «Яндекс.Маркета» и электронных ритейлеров: приобрести устройство нельзя в «М.видео-Эльдорадо», DNS, Ozon, «Связном», «Ситилинке», а также в интернет-магазинах МТС, «Мегафона» и «Билайна».

В «Яндексе» «Ведомостям» заявили, что спрос оказался выше самых смелых ожиданий. «На данный момент «Станция.Макс» просто закончилась в магазинах, но мы планируем возобновить продажи в течение февраля», – пояснили в пресс-службе компании. Сколько устройств было продано, в «Яндексе» не говорят.

Эксперты считают, что «Яндекс» мог столкнуться с дефицитом комплектующих, который внес коррективы в производственные планы многих производителей техники.

«Яндекс» ввез в Россию небольшое количество колонок, оно было продано практически моментально, – говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. – В дальнейшем компания решила не закупать комплектующие, дождавшись лучшей цены на них, однако снижения цен так и не произошло – во многом это связано с продолжающимися торговыми войнами и коронавирусом. Из-за этого у компании возникли проблемы с производством новых колонок».

Муртазин отметил, что скоро наступит китайский Новый год – с 12 по 19 февраля весь Китай будет отдыхать. «Из-за всего этого первый срок, когда «Яндекс» сможет закупить комплектующие, – это в конце февраля – начале марта, – полагает Муртазин. – С учетом логистики и сопутствующих факторов колонки появятся у российских ритейлеров в конце марта – начале апреля».

Версию о дефиците комплектующих для производства умных колонок «Ведомостям» подтвердили источник на рынке и еще один эксперт, знакомый с ситуацией, – по его словам, проблемы с закупками коснулись плат с процессором и микрофонов для обработки звука.

В пресс-службе «Яндекса» информацию о проблемах с комплектующими комментировать не стали.

Источник «Ведомостей», близкий к «Яндексу», связывает возникший дефицит колонок исключительно с логистикой: «Китай практически еженедельно меняет правила пересечения границы и постоянно просит новые тесты на COVID – это создает массу сложностей».

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения ударили по производству многих ведущих мировых брендов, перебив поставки комплектующих и нарушив производственный цикл. Еще одним фактором стал высокий спрос на компьютерную технику из-за массового перехода на удаленную работу. Сейчас производители микроэлектронных компонентов фактически работают на полную мощность и при этом едва справляются с возросшими запросами основных клиентов. В декабре прошлого года Reuters сообщало, что еще одной причиной дефицита стали действия китайской Huawei: вендор резко увеличил закупки полупроводников перед вступлением в силу ужесточенных правил экспортного контроля в США, из-за которых многие зарубежные партнеры прекратили продавать компании микросхемы. Дефицит чипов также объясняют пожаром на полупроводниковом предприятии в Японии и забастовкой на предприятии STMicroelectronics во Франции.

В январе из-за нехватки чипов Ford был вынужден остановить заводы в США и Германии: в современном автомобиле используется от 50 до 150 микропроцессоров. Audi заявила о сокращении 10 000 работников на предприятиях в Германии и Мексике из-за нехватки полупроводников. О дефиците электронных компонентов также сообщили Volkswagen, Fiat Chrysler, Toyota и Nissan.