«Яндекс» и «Сбер» инициировали новый этап в развитии российских экосистем

Их функциональное расширение продолжится и в 2021 году
Гендиректор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож (слева) и председатель Сбербанка Герман Греф
Гендиректор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож (слева) и председатель Сбербанка Герман Греф / Евгений Разумный / Ведомости

Объявленный в июне 2020 г. разрыв партнерства «Яндекса» и Сбербанка задал новый вектор развития не только этих двух компаний, но и целых сегментов розничного рынка, которые оказываются втянутыми в сферу интересов их экосистем. А они расширяются стремительно.

В сентябре 2020 г. глава Сбербанка Герман Греф заявил о самой масштабной трансформации в истории банка – превращении его в «полноценную технологическую компанию» и формировании на его базе широкой цифровой экосистемы. Чтобы подчеркнуть важность и содержание изменений, банк даже провел ребрендинг и сократил свое название до «Сбера». На свою экосистему «Сбер» уже потратил 60 млрд руб.

В результате были консолидированы десятки сервисов и компаний, а также создан ряд совместных предприятий. Теперь розничные клиенты экосистемы «Сбера» помимо собственно финансовых услуг могут по единой подписке пользоваться несколькими сервисами – от заказа и доставки еды до просмотра кино и сериалов. Согласно стратегии «Сбера» до 2023 г. доля его доходов от нефинансовых сервисов должна вырасти с 1% сегодня до 5% через три года, а на горизонте 2030 г. достигнуть 20–30%.

Собственную экосистему активно развивает в последние годы и «Яндекс». При этом ее структура во многом схожа с той, что строит с партнерами «Сбер». В результате в какой-то момент стало ясно, что сервисы двух систем жестко конкурируют друг с другом, что в конце концов и привело к разрыву отношений «Яндекса» и «Сбера».

Тем интереснее будет в следующем году наблюдать за конкуренцией их экосистем. Нет сомнений в том, что обе компании будут быстро расширять функциональные и сервисные возможности своих приложений и устройств. Очевидно, продолжатся и активные покупки ими компаний, дополняющих их экосистемы. В частности, «Яндекс» наверняка продолжит поиски банка-партнера.

В сентябре 2020 г., после разрыва со «Сбером», «Яндекс» уже было принципиально договорился о приобретении «Тинькофф банка», но вскоре стороны заявили, что сделка не состоится. Однако банковский сервис в экосистеме «Яндексу» нужен, поэтому, если поиски такого партнера затянутся, компания может просто купить какой-либо банк ради лицензии.