Грядет битва за 5G
Операторы и чиновники в будущем году должны найти компромиссВнедрение каждого нового стандарта сотовой связи в России сопровождается скандалами, судами, выкручиванием чиновниками и операторами рук друг другу. И в обязательном порядке – апелляциями к первым лицам страны. В конце 2000-х частоты для 3G в Москве военные связисты отдали гражданским только после вмешательства президента Дмитрия Медведева. Президент Владимир Путин в 2011 г. лично присутствовал при создании «Союза LTE», объединившего крупнейшие сотовые компании, готовившиеся к запуску сетей четвертого поколения.
Сейчас во всем мире запускаются сети нового стандарта – 5G. По данным Global Mobile Suppliers Association, технологию уже поддерживают 135 операторов в 58 странах мира, в 2021 г. количество сетей пятого поколения может вырасти до 200. Наличие 5G – вопрос технологического прогресса, с ним связывают распространение беспилотного транспорта, телемедицины и многого другого.
В России 5G пока нет, и диалог бизнеса и власти на тему выделения частот для нового стандарта тоже пока не складывается. Операторам сказали все то же, что они слышали в ходе предыдущих подходов к решению вопроса: свободных частот в наиболее подходящем для 5G диапазоне 3,4–3,8 ГГц нет и не предвидится. Как обычно, они заняты военными и спецслужбами.
Взамен предложен альтернативный диапазон 4,8–4,99 ГГц, но это задает для 5G совсем другую экономику – развертывание сетей в этом диапазоне будет дороже минимум на треть, а значит, и срок их окупаемости будет более длительным. Особенно в России, где тарифы на сервисы мобильной связи одни из самых низких в мире.
Возможно, в следующем году проблему начнет решать совместное предприятие МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и «Ростелекома», которое создается как раз для нахождения компромисса в вопросе с частотами. Скорее всего, СП будет лоббировать выделение частот 3,4–3,8 ГГц, прогнозирует один из участников рынка. Но пока о содержательных переговорах акционеров операторов с высшим руководством страны не слышно.
Впрочем, диапазон частот – не единственный, который предстоит решить перед внедрением 5G. Еще есть, например, программа импортозамещения, на реализации которой настаивает регулятор. Также пока не ясно, кому именно следует выделять дефицитные частоты – указанному совместному предприятию или единому оператору, который по замыслу отраслевых чиновников должен построить сеть 5G.
Одну на всех или каждому по отдельности – тоже вопрос, операторы и чиновники до сих пор не могут договориться и об этом. Нет согласия и в вопросе о том, по какому принципу эти частоты распределять – на конкурсах или на аукционах. Операторы не договорились даже друг с другом, так что единой позиции для переговоров c чиновниками профильных ведомств у них пока нет. А раз так, то и к первым лицам страны обращаться рано.
Есть, впрочем, основания полагать, что как раз в будущем году эта позиция появится.