Сотовые компании спустились в тоннели

В этом году операторы мобильной связи уделили особое внимание развитию сетей в метро
Нигде в России в этом году качественные характеристики мобильного доступа не росли такими темпами, как в московской подземке
Нигде в России в этом году качественные характеристики мобильного доступа не росли такими темпами, как в московской подземке / Андрей Гордеев / Ведомости

В конце ноября – начале декабря агентство Telecom Daily измерило скорость мобильного интернета в московском метро и стабильность его работы. Все четыре сотовых оператора, а также работающий в вагонах метро провайдер WiFi «Максимателеком» повысили скорость передачи данных, следует из отчета. На станциях по скорости (при закачке) лидируют «Мегафон» и МТС – за год оба оператора увеличили скорость доступа в 1,5 раза до 114 Мбит/с и 113 Мбит/с соответственно. На 3-м месте «Вымпелком» со скоростью 52,6 Мбит/с. «Билайну» с конца прошлого года за счет активного сетевого строительства в метро удалось увеличить этот показатель в 3,5 раза, подчеркивают авторы исследования.

У Tele2 с 22 Мбит/с скорость на станциях выросла до 23,8 Мбит/с.

В тоннелях средняя скорость «Мегафона» и МТС оказалась похожей: 45,7 Мбит/с и 44,9 Мбит/с. Показатели «Вымпелкома» и Tele2 – 38,3 Мбит/с и 13 Мбит/с.

«Максимателеком» по скоростям сопоставим с конкурентами. Средняя скорость WiFi-доступа в вагонах метро составляет 41 Мбит/с, что почти вдвое выше, чем год назад, посчитало Telecom Daily.

По скоростям в этом году подземный интернет в Москве догнал и местами даже перегнал уличный, подчеркивает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Нигде больше в России в этом году качественные характеристики мобильного доступа не росли такими темпами. Наивысшие показатели стабильности предоставления услуги на станциях и в тоннелях показали «Билайн» и «Максимателеком».

Качественный скачок в развитии подземной инфраструктуры операторов пришелся на год пандемии, из-за которой трафик в метро, по предварительным оценкам департамента транспорта Москвы, снизился на треть по сравнению с прошлым годом.

Решения о масштабном сетевом строительстве принимаются не ситуативно и крупные проекты в этой сфере реализуются не один год, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «Необходимость улучшения доступа в метро назрела давно, и сейчас операторы реализуют ранее намеченные планы. На метро приходится значительная доля московского мобильного трафика – в первую очередь потому, что в подземке активно смотрят видео».

Инвестиции в развитие сетей в метро операторы не раскрывают. Летом этого года «Вымпелком» объявил, что будет строить мобильную сеть в московском метро на оборудовании китайской Huawei. По данным «Коммерсанта», сумма инвестиций в этот проект – 3 млрд руб. в течение трех лет.

«Мегафон» еще в прошлом году подключил все станции метро, сейчас связью практически полностью покрыты перегоны, утверждает представитель компании: «В 2020 г. «Мегафон» точечно улучшал качество связи».

За восемь месяцев «Вымпелком» построил в метро более 1000 новых базовых станций, утроив свою инфраструктуру, гордится представитель компании Анна Айбашева: «Уже в марте 2021 г. оператор планирует обеспечить непрерывную связь на всей территории метрополитена».

Несмотря на экспансию сотовых компаний, у «Максимателекома» остается относительно крупная целевая аудитория, рассуждает Кусков. Кто-то использует WiFi на протяжении всей поездки, а кто-то с его помощью дополняет привычные мобильные сервисы в местах, где покрытие операторов еще недостаточно, говорит представитель «Максимы».

Высокие скорости – далеко не единственный критерий оценки качества интернет-доступа, считает представитель Tele2 Дарья Колесникова: «Пользователь мыслит другими категориями – удовлетворил ли оператор его запрос на конкретную услугу в том или ином месте». А скорости интернета Tele2 в метро сейчас хватает для просмотра видео на YouTube, в онлайн-кинотеатре или соцсетях, утверждает Колесникова.

Представитель МТС отказался от комментариев.

Кусков уверен, что инвестиции в подземные сети оправдаются, несмотря на снижение пассажиропотока в период ограничений: «Пандемия закончится, а созданная инфраструктура еще долго будет поддерживать высокое качество связи и, следовательно, лояльность абонентов».