Минцифры предложило использовать биометрию при приёме экзаменов у студентов
Для проведения дистанционной сессии они будут проходить усложненную идентификациюМинцифры разработало проект постановления правительства РФ об использовании Единой биометрической системы (ЕБС) на дистанционной сессии. Перед экзаменом студенты, зарегистрированные в ЕБС, должны будут произнести, глядя в камеру, случайно сгенерированную числовую последовательность. Так система сопоставит их голос и лицо, а также проверит, что перед ней не фотография или deepfake, рассказали «Ведомостям» в Министерстве цифрового развития. Если личность будет подтверждена с вероятностью свыше 99,99%, система допустит студента до сдачи экзамена.
Сейчас ЕБС – единственный законодательно закрепленный механизм биометрической идентификации, сказано в пояснительной записке к проекту, размещенному на сайте нормативно-правовых актов.
Использование дистанционных образовательных технологий (сервисов онлайн-прокторинга), обеспечивающих идентификацию с помощью биометрии, расширит возможности проведения аттестации для обучающихся из отдаленных населенных пунктов и городов, а также ограничит массовые скопления учащихся для сдачи экзаменов. Это предотвратит распространение коронавируса, уверены разработчики проекта. Постановление коснется учащихся на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры. Завершить обсуждение документа планируется 25 декабря.
Ранее практика проведения промежуточных испытаний и итоговой аттестации показала низкий уровень развития технологических решений, позволяющих проводить удаленную идентификацию студента, признают в Министерстве науки и высшего образования. Там «Ведомостям» рассказали, что идентификация личности студента и контроль за проведением экзаменов может проводиться с использованием нескольких технологий.
Среди них уникальная манера набора текста на клавиатуре, онлайн-прокторинг – удаленное наблюдение за студентом с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором он работает. Также возможна идентификация по лицу, слежение за зрачками глаз, идентификация через камеру по паспорту или студенческому билету перед началом аттестации. Таким образом, биометрическая идентификация является одной из многих технологий дистанционного проведения промежуточной и итоговой аттестации, уточняют в Минобрнауки.
«Проект постановления не устанавливает конкретные решения и не обязывает вузы применять систему онлайн-прокторинга», – подчеркнули в Минобрнауки.
Решение об использовании идентификации с помощью ЕБС будет приниматься руководством вузов. Если такое решение принимается, студент должен будет зарегистрироваться в ЕБС. Для этого ему необходимо с паспортом гражданина РФ (с иностранными студентами система пока не работает) прийти в одно из отделений банка, в котором проводится регистрация биометрии, и с помощью сотрудника банка сделать фотографию и записать образец голоса, объясняют алгоритм действий в пресс-службе «Ростелекома». Предоставление дистанционных услуг с использованием ЕБС обеспечит достоверную идентификацию физических лиц и надежную защиту биометрических персональных данных, а система онлайн-прокторинга – контроль нарушений, допущенных студентом в процессе дистанционной сдачи экзамена, отметили в «Ростелекоме».
Несколько лет назад, сразу после появления массовых онлайн-курсов, были разработаны технологии проверки, по имени одной из компаний-разработчиков их назвали технологиями прокторинга, рассказал «Ведомостям» первый проректор – проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Борис Падалкин: «В Бауманском университете есть свои технологии распознавания личности, востребованные заказчиками.
Технически задача распознавания решается уверенно, сложно именно массовое, а не локальное применение». Для этого нужно снабдить всех хорошими камерами, быстрым интернетом, наконец, научить пользоваться программами распознавания, отметил Падалкин: «Это непросто, небыстро и весьма затратно, поэтому во время прошлой сессии, которая проходила полностью в дистанционном формате, мы использовали как технические, так и организационные приемы». Если нельзя найти готовый ответ в сети или это очень долго, то списывающий не уложится в отведенное время и просто не будет этого делать, заключает Падалкин.
С марта этого года МГУ перешел на дистанционное обучение, вся аттестация проходила удаленно, применялись системы прокторинга. Для этого использовалась разработка МГУ – платформа «Университет без границ». В нее были встроены средства для проведения онлайн-экзаменов, в том числе видеосвязь, рассказывает директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев. Для идентификации учащийся показывал студенческий билет или другое удостоверение личности, после чего он допускался до экзамена.
Такие модальности как »уникальная манера набора текста» и «слежение за зрачками глаз» — безусловно, очень интересные идеи. Но сомнительно, что уровень их проработанности достаточен, чтобы положить их в основу столь масштабного сервиса, считает генеральный директор BIOSMART Александр Дремин. Из наиболее надежных модальностей существует подкожный узор вен и папиллярный узор. Их невозможно подделать, говорит Дремин.
Банки и финансовые институты давно внедряют AI-cистемы для удаленной идентификации клиентов, выявления мошенников и повышения уровня безопасности, говорит генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский: «Дистанционная аттестация – новый вызов, и биометрия может помочь организовать систему поддержки такой аттестации».
Креативность – это специфика всех студентов, но современные ученики еще и цифровые, технологически грамотные, уверяет Дырмовский: «Очевидно, что отслеживать лишь движение зрачков глаз не всегда эффективно: легко поставить мобильное устройство рядом с экраном компьютера и, читая с него текст подсказки, демонстрировать адекватное движение глаз. И это лишь один примитивный пример». Лучшим выходом станет симбиоз: педагог, который имеет опыт в поведенческой аналитике – понимает, как быстро студент начинает отвечать, как быстро реагирует на дополнительные вопросы, как ориентируется в материале в целом, чем вызваны паузы, – и AI-решения, голосовая и лицевая биометрия, в качестве адекватной системы поддержки, считает Дырмовский.
Технологии ЦРТ используют в ЕБС. У ЦРТ есть опыт и в образовании: биометрическую верификацию студентов, сдающих международные экзамены, с 2017 года применяет один из крупнейших в мире провайдеров языковых курсов.