Apple Pay в России бьет рекорды

РФ на 2-м месте в мире по количеству пользователей платежного сервиса
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

В 2020 г. Россия стала второй страной в мире по количеству пользователей платежной системы Apple Pay, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к двум компаниям – партнерам международных платежных систем. На 1-м месте по количеству подписчиков Apple Pay – США, на третьем – Великобритания, уточняет один из источников. В российском представительстве Apple эту информацию не прокомментировали.

В России активно 20–25 млн iPhone, поддерживающих Apple Pay, рассказал источник «Ведомостей». Платежи также осуществляются с помощью умных часов Apple Watch, есть опция бесконтактных платежей у планшетов iPad, товары и услуги в интернет-магазинах с помощью Apple Pay можно оплачивать на компьютерах iMac, отмечает он.

Практически все, у кого есть iPhone с поддержкой Apple Pay в России, пользуются этой функцией, утверждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.

Сама компания Apple не публикует статистику по использованию Apple Pay. По расчетам Loop Ventures, к началу IV квартала этого года во всем мире насчитывалось 507 млн пользователей Apple Pay (+15% к аналогичному периоду 2019 г.). К началу октября этого года сервис был активирован у 51% владельцев iPhone против 48% годом ранее, сообщает исследовательская компания: количество торговых точек, сайтов и мобильных приложений за год выросло на 20%.

Рост интереса к бесконтактным платежам, в том числе к Apple Pay, аналитики объясняют пандемией COVID-19 и желанием покупателей дистанцироваться от возможных источников заражения. В целом на фоне распространения коронавирусной инфекции выросли все системы бесконтактной оплаты – пластиковые карты, платежные системы Apple и Google и другие решения, так как они более безопасны по сравнению с наличными, объясняет партнер и руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга.

В октябре – ноябре 2020 г. самым популярным мобильным платежным сервисом среди клиентов «МТС банка» стал именно Apple Pay: через него было совершено 39% бесконтактных транзакций. На 2-м месте – Google Pay – 35%, далее следует Samsung Pay с 23% и всего 3% делят между собой остальные pay-сервисы, говорится в сообщении банка. Доля pay-сервисов в общем денежном обороте операций по его картам увеличилась в октябре – ноябре 2020 г. до 23% с 18% годом ранее, а доля транзакций – до 25% с 21%, сообщает «МТС банк».

На конец 2019 г. 19% карт, выданных клиентам Альфа-банка, было токенизировано, т. е. привязано к платежным технологиям Apple Pay, Google Pay и т. д., рассказал представитель пресс-службы банка. Сейчас таких карт уже четверть от общего количества. Клиенты обычно оформляют 2–3 карты, а привязывают лишь одну из них, добавил представитель кредитной организации.

Растущий интерес россиян к бесконтактным платежам экс-гендиректор Visa в России Екатерина Петелина ранее объясняла развитой инфраструктурой для их приема. Вторая причина, о которой говорила она, – восприимчивость российских плательщиков к инновациям. О том, что выход России на 2-е место по количеству пользователей Apple Pay в мире – результат цифровизации российской банковской системы и технической грамотности ее клиентов, говорят и источники «Ведомостей». Банки оценили интерес к бесконтактным технологиям – подключение Apple Pay предлагают сотни российских кредитных организаций, это больше, чем во всех странах Европы вместе взятых, напоминает один из них.

В России в сфере бесконтактных платежей сложилась уникальная ситуация, считает Половников: «С одной стороны, у россиян больше денег, в том числе и на поддерживающие разного рода платежные технологии, чем в странах третьего мира, при этом сокращается пиетет перед наличными». С другой – в России очень быстро по инициативе как государства, так и банков произошел переход на чипованные карты с поддержкой бесконтактных платежей, а значит, мобильные платежи легли на подготовленную почву, отмечает эксперт. Банки в России инвестируют в будущее, предоставляя терминалы с бесконтактной оплатой (в США и Европе расходы ложатся на владельцев торговых точек), отметил Половников: «При этом малый и средний бизнес в России менее инертен, чем на Западе».

В MasterCard отказались от комментариев. Представители «Сбера», Visa, Samsung и Google не ответили на запрос «Ведомостей».