Российские суда перейдут в автономный режим

Контролируемый АФК «Система» разработчик беспилотных систем подписал первые соглашения на установку систем автономного судовождения
Установка системы автономного управления позволит судовладельцам существенно сэкономить
Установка системы автономного управления позволит судовладельцам существенно сэкономить / МТ ГРУПП

Судоходная компания «Морспецсервис» 7 декабря подписала соглашение с «Кронштадт технологиями» об оснащении 10 грузопассажирских судов системами автономного судовождения. Еще одно соглашение – между «Кронштадт технологиями» и SeaEnergy (входит в ГК «МТ-групп») об оснащении автономными системами 10 сухогрузов – планируется подписать 8 декабря. Об этом «Ведомостям» рассказал генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Александр Пинский и подтвердили представители компаний.

На данный момент компании заключают соглашения о намерениях, отмечает Пинский, эти соглашения могут приобрести формат контрактов после вступления в силу постановления правительства, легализующего автономное судовождение в РФ. Проект этого документа сейчас рассматривается кабмином.

Соглашения определяют проекты и наименования судов, график их оснащения, расположение береговых центров мониторинга и управление автономными судами. Таким образом, «Морспецсервис» и SeaEnergy стали первыми в России компаниями, заявившими о создании коммерческого флота автономных судов. 

Автономными станут специализированные стальные суда-катамараны проекта «Сахалин» – они предназначены для грузопассажирских перевозок в условиях Дальнего Востока, в частности Сахалина и Курильских островов, рассказал «Ведомостям» учредитель компании «Морспецсервис» Андрей Пангин. По его словам, головное судно данного проекта, «МСС Пионер», – это самая современная разработка в области многокорпусного пассажирского судостроения. Судно может перевозить до 34 пассажиров в комфортабельных двух- и четырехместных каютах, а также до 30 т грузов и офшорных контейнеров на внешней палубе.

В соответствии с подписанным соглашением (с копией документа ознакомились «Ведомости») головные суда серии – «МСС Пионер» и «МСС Авангард» – должны быть оснащены в срок до 30 августа 2021 г. «Морспецсервис» и «Кронштадт технологии» также должны будут согласовать оснащение судов системами автономного управления в классификационном обществе RINA (уполномочено правительством РФ на классификацию и конвенционное освидетельствование судов, плавающих под флагом РФ и подлежащих государственной регистрации в Российском международном реестре судов).

Генеральный директор «Кронштадт технологий» Андрей Родионов сообщил «Ведомостям», что ориентировочная стоимость установки системы и годового сопровождения достигает отметки в 40 млн руб. для одного судна. Однако от судна к судну стоимость будет варьироваться, подчеркивает Родионов. По его словам, для существующего флота основной момент по экономии – это сокращение количества членов экипажа и снижение их квалификации: «Мы позволяем на судах с большой численностью экипажа сокращать вахтенные смены, количество человек и количество самих смен. Например, для крупных судовладельцев это существенные затраты: помимо средств на заработную плату деньги идут на обеспечение жизнедеятельности (каюта, питание, вода, страхование). Экономический эффект рассчитывается из этих цифр».

Учредитель и гендиректор «МТ-групп» Абдул Мехтиев рассказал «Ведомостям», что из участвующих в проекте судов первое судно уже построено, второе будет готово весной, остальные находятся в стадии начала работ – их постройку планируется закончить в ближайшие несколько лет. Головное судно среди них – «Камилла».

Ожидается, что постановление правительства и связанные с ним нормативные документы будут утверждены и вступят в силу не позднее февраля 2021 г., отметили в пресс-службе НТИ. Тогда же должна завершиться отработка технических средств в условиях реальной эксплуатации на борту нескольких судов «Совкомфлота», «Росморпорта» и «Пола групп» в рамках проекта БЭС-КФ (безэкипажное управление судами коммерческого флота).

В пресс-службе НТИ добавили, что в соответствии с положениями постановления суда, оснащенные системами автономного управления, должны будут пройти освидетельствование Российским морским регистром судоходства или иным признанным классификационным обществом. Российский морской регистр судоходства в августе уже опубликовал положения по классификации морских автономных судов, напомнили в НТИ.