В России утвердили стандарт по сбору автомобильных данных «Автодата»
С его помощью сформируют крупнейшую базу данных, получаемых с автотранспортаНациональный стандарт «Платформа «Автодата» (ГОСТ Р 59237-2020) утвержден приказом замруководителя Росстандарта от 3 декабря. В предисловии к документу указано, что текст подготовлен Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «Глонасс/ГНСС-Форум». При этом сама платформа «Автодата» – проект межoтраслевого консорциума «Автодата.Рус», среди соучредителей которого НП «Глонасс», Росавтодор, Минпромторг, «Роскосмос», «Яндекс», группа ГАЗ, фонд «Сколково», ФГУП «НАМИ» и др.
Современный подключенный к интернету автомобиль генерирует около 4 ТБ данных в сутки. Это информация о работе его систем, расходе топлива, режиме движения и т. д. Сейчас собственник этой информации в РФ законодательно не определен, поэтому фактически ею владеет автопроизводитель.
Полная ясность в вопросе принадлежности автоданных наступит с принятием закона «О платформе «Автодата», который планируется внести в Госдуму в следующем году. В то же время принятый ГОСТ описывает принцип разделения категорий информации на основную и дополнительную. Основная информация – это та, которая «в соответствии с законодательством подлежит обязательному размещению в платформе «Автодата». Что может быть законодательно отнесено к такой информации, ГОСТ описывает обобщенно: «данные о ТС, эксплуатируемых в РФ», «данные об эксплуатации ТС в РФ», «данные об автодорогах», «сведения об информационных системах, функционирующих с использованием информации из «Автодаты». Дополнительная информация, размещаемая в платформе «Автодата» на добровольной основе, будет включать в себя сведения о поставщике данных и «различного рода специализированные данные об эксплуатации колесных транспортных средств», говорится в документе.
Основные, т. е. обязательные к передаче, данные – это информация для решения государственных задач и исполнения государственных функций, пояснили «Ведомостям» в НП «Глонасс», принимавшем участие в разработке «Автодаты». Куда более впечатляющий потенциал имеет добровольно размещаемая подробная информация об эксплуатации машин, которую ее собственники смогут продавать либо обменивать на те же скидки, отметили в НП.
Ранее консорциум «Автонет» проводил опрос в российских городах-миллионниках и выяснил, что 73% автовладельцев готовы предоставить цифровые данные своего автомобиля при условии, что они не будут содержать информацию об их именах. «И подавляющее большинство готово обменять данные на полис ОСАГО или скидку на топливо», – заявлял ранее «Ведомостям» Александр Гурко, соруководитель «Автонета».
Как рассказали в НП «Глонасс», принятию стандарта предшествовали общественные обсуждения, которые завершились в ноябре.
Они проводились техническим комитетом «Искусственный интеллект» при Росстандарте и не были пустой формальностью: автопроизводители и IT-компании выдвигали множество предложений.
Технические комментарии «Яндекса» в части стандартов были учтены, подтвердили в пресс-службе компании: «Однако они не касаются основного текста законопроекта, в котором все еще есть противоречия. Поэтому мы считаем важным продолжить доработку документа с участниками рынка и органами власти, а вырабатывать стандарты пока преждевременно».
Работа с большими данными имеет важный стратегический потенциал для автомобильного рынка, говорит Яна Аржанова, директор по взаимодействию с органами государственной власти «Вольво восток»: «При этом сбор, обработка и использование данных должны осуществляться на принципах добровольности и с соблюдением требований к защите персональных данных, причем как российских, так и международных». Аржанова подчеркнула, что в Volvo приветствуют намерение правительства РФ создать благоприятные условия для вывода на рынок новых продуктов и применения новых бизнес-моделей, функционирующих с использованием big data: «В то же время компания выступает за дальнейшее всестороннее открытое обсуждение концепции «Автодата», снятие всех разногласий заинтересованных участников как в рамках рабочей группы «Автонет», так и на других компетентных площадках».
Группа ГАЗ голосовала против создания платформы «Автодата» и компания по-прежнему видит в ней серьезные риски для автопроизводителей и потребителей, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева: «Фактически создается неконкурентная и не отвечающая задачам системообразующих отраслей коллизия, когда через госресурс формируется коммерческий монополист всей информации в транспортной системе и всех участников рынка обязывают принудительно присоединиться». Матвеева отметила, что в итоге доступной может стать не только информация об эксплуатации автомобилей, включая стиль вождения, участие в ДТП, но и информация о коммерческой логистике.
«Автонете» подчеркнули, что вся информация, в том числе коммерческая, в «Автодате» будет защищаться на порядок лучше, чем сегодня, когда ее передача, сбор и обработка вообще никем и никак не регулируются.