Минцифры отказалось от фильтра интернет-трафика для детей
Новую систему посчитали избыточнойОтказ от планов строительства всероссийской системы ограничения доступа детей к нежелательному трафику декларируется в проекте постановления правительства, подготовленном Минцифры и опубликованном на портале regulation.gov.ru. Согласно паспорту программы «Цифровая экономика», Роскомнадзор (подведомственная Минцифры структура) должен ввести в эксплуатацию эту систему к концу 2021 г. Сейчас Минцифры предлагает вообще исключить это мероприятие из программы и не выделять на него финансирование Центру мониторинга и управления сетью связи общего пользования, подведомственному Роскомнадзору.
В Минцифры рекомендовали обратиться с вопросами в Роскомнадзор – там на них не ответили. Из паспорта «Цифровой экономики» следует, что к 2024 г. на систему фильтрации из федерального бюджета должно было быть направлено чуть менее 4,2 млрд руб. (планируемое финансирование на 2021 г. – 645 млн руб.).
Предполагалось, что система будет блокировать с помощью специального оборудования доступ к тем или иным сайтам с используемых детьми компьютеров и мобильных устройств.
Такие решения уже широко применяются в образовательных учреждениях и обеспечивают фильтрацию трафика, сообщает Минцифры в пояснительной записке к проекту постановления: «Исключение мероприятия федерального проекта «Введение в эксплуатацию системы фильтрации интернет-трафика при использовании информационных ресурсов детьми» обусловлено проведенным анализом уже существующих систем на российском рынке – он показал наличие большого количества решений, которые помогают защитить детей от контента, несущего риск причинения вреда». Также существуют универсальные решения по обеспечению родительского контроля – их, в частности, предоставляют операторы связи, говорится в пояснительной записке. Кроме того, концепция информационной безопасности, утвержденная правительством в 2015 г., предполагает, что от нежелательного контента детей следует защищать совместными усилиями семьи, общественных организаций и государства, это подразумевает, в частности, наличие навыков самостоятельной оценки контента, подчеркивают в Минцифры. Поэтому наличие еще одной автоматизированной системы не приведет к оперативному выявлению рисков безопасности детей, делают вывод чиновники.
На рынке действительно широко представлены решения от операторов и крупных интернет-компаний, блокирующие доступ детей к нежелательному контенту, согласен ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Но проблема не в наличии таких систем, а в осведомленности родителей о них и об уровне их возможностей, считает он. При этом бывают перекосы и в другую сторону: достаточно часто родители пытаются использовать приложения по контролю от сомнительных производителей, которые параллельно занимаются сбором пользовательских данных, утверждает Казарян.
Теоретически система фильтрации может защитить детей от нежелательного контента и частично – от мошенников, вымогателей, отмечает заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Анастасия Баринова. Но нужно ли глобально фильтровать интернет-трафик для детей на уровне страны – вопрос не только законодательный, этический, но и технический, рассуждает она. Пока он не решен, констатирует Баринова.
Создание различных новых систем фильтрации интернет-контента для несовершеннолетних совершенно избыточно, так как операторы уже давно внедрили на своих сетях эффективные решения по ограждению детей от нежелательной и вредной информации, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Например, наша компания предлагает целый перечень таких решений – в частности, услугу «Контроль интернета», она в том числе ограничивает доступ к определенным сайтам и фильтрует поисковые запросы, а также сервис «Дружная семья» с двумя приложениями для контроля местоположения ребенка, блокировки неуместного контента на смартфоне и проверки приложений и сайтов, перечисляет Меркутов.
Казарян считает, что единая система фильтрации интернет-трафика не нужна. Однако полезным для рынка был бы обмен информацией о сайтах мошенников и других злоумышленников, полагает он. В этот обмен могло бы включиться и государство, которое ведет реестры запрещенных сайтов, заключает эксперт.