Нетрезвых сотрудников не пустит на работу автоматизированная система

Ее разработали «дочка» «Ростеха» NtechLab и компания MedPoint 24
Для проведения проверки водителей будет использоваться программно-аппаратный комплекс, включающий в себя ИК-термометр, камеру с технологией распознавания лиц, тонометр для измерения давления и алкотестер
Для проведения проверки водителей будет использоваться программно-аппаратный комплекс, включающий в себя ИК-термометр, камеру с технологией распознавания лиц, тонометр для измерения давления и алкотестер / Getty Images

Предрейсовые проверки водителей общественного и коммерческого транспорта на алкоголь можно будет проводить дистанционно – систему, предназначенную для этого, разработали компании MedPoint24 и NtechLab (входит в ГК «Ростех»). Об этом их представители рассказали «Ведомостям». По их словам, для проведения проверки будет использоваться программно-аппаратный комплекс, включающий в себя ИК-термометр, камеру с технологией распознавания лиц, тонометр для измерения давления и алкотестер. Стационарный комплекс для «бесчеловечной» проверки на трезвость (их будут устанавливать на автобазах и в офисах транспортных компаний) стоит 180 000 руб., переносной – 130 000 руб.

При оформлении сотрудника на работу система фотографирует его и заносит в базу данных с привязкой ко всем медицинским показателям. В дальнейшем пользователь самостоятельно авторизуется в системе, говорит представитель NtechLab.

Система может применяться как для проверки сотрудника на алкоголь, так и для проведения более полного предрейсового осмотра, объясняет ведущий маркетолог MedPoint24 Екатерина Галустян. Например, при выявлении превышения допустимой нормы алкоголя в воздухе система автоматически отстраняет сотрудника от работы, а его руководителю приходит соответствующее уведомление. В ходе полноценного предрейсового осмотра водитель должен ответить медику по видеосвязи на вопрос о своем состоянии (есть ли жалобы на самочувствие), ему должны измерить артериальное давление и частоту сердечных сокращений (пульс). Кроме того, сотрудник должен пройти алкотестирование, а также ему должны измерить температуру, перечисляет Галустян.

При этом при полноценном осмотре решение о допуске на рейс, согласно российскому законодательству, должен принимать медицинский работник, говорит Галустян. В таком случае система направляет медикам собранные данные о сотруднике компании по защищенному каналу связи, видеозапись анализируется специалистами, после чего медработник в ответ посылает свое решение о допуске или недопуске водителя на рейс. В среднем новое решение позволяет сократить время медосмотра с 5 минут (при очном посещении врача на автобазе) до 2,5 минуты, отмечает Галустян.

Разработка уже вызвала интерес у потребителей. Так, одним из клиентов стала компания «Газпромнефть-транспорт», дочернее предприятие «Газпром нефти». По результатам проведенного компанией внутреннего тестирования решение MedPoint24 и NtechLab было признано наиболее эффективным, объясняет представитель АО «Газпромнефть-транспорт» Анастасия Герлах.

По словам представителя NtechLab, эта разработка уже используется на предприятиях одной из крупнейших компаний нефтяной отрасли России и в ведущей компании российской розничной торговли. Он не стал раскрывать, о каких именно компаниях идет речь.

В целом недопуск водителей до управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии в последние несколько лет не раз становился предметом обсуждения. В прошлом году разработчик систем компьютерного зрения VisionLabs стал партнером «Яндекс.Такси» по запуску системы мониторинга усталости и внимания водителей. Система, включающая в себя инфракрасную камеру с программным обеспечением, оценивает состояние водителя, после чего он может получить предупреждающий сигнал или ограничение доступа к заказам. Представитель сервиса отказался комментировать текущий статус проекта. В «Яндекс.Такси» заявили, что «поддерживают любые современные и эффективные решения, направленные на безопасность».

В 2013 г. «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили. А в апреле 2018 г. ГИБДД России подготовила первый вариант плана к стратегии «нулевой смертности» на дорогах страны – в него среди прочего вошли алкозамки, блокирующие зажигание при опьянении водителя.

А уже в этом году Минпромторг планирует разработать концепцию «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств», включая «обеспечение сервиса автомобилей с алкозамками», писал «Коммерсантъ».

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов заявил, что развитие технологий в этом направлении, несомненно, является позитивным моментом. По его словам, частично подобные технологии уже используются в такси, а впоследствии будут применяться и в каршеринге – для определения состояния здоровья севшего за руль автомобиля. Такие решения будут со временем внедряться и для водителей автобусов, а уже сейчас тестируются и в железнодорожном транспорте, знает Зотов.