Шведский сервис покупок в рассрочку Klarna привлек $650 млн
И стал самой дорогой частной финтех-компанией в ЕвропеФинтех-стартап Klarna привлек в новом раунде финансирования $650 млн. Klarna – это платежный сервис, который позволяет совершать покупки в интернете по принципу BNPL (buy now, pay later, «купи сейчас, плати потом»). В числе инвесторов компании на этот раз оказались американская инвестиционная компания Silver Lake (только от нее Klarna получила $500 млн), суверенный фонд Сингапура GIC и международная инвестиционная компания BlackRock. В результате раунда Klarna оценена в $10,65 млрд – это вдвое дороже по сравнению с прошлогодним раундом, когда компанию оценили в $5,5 млрд (ранее в компанию инвестировали китайская Ant Group, американская компания по управлению инвестициями HMI Capital, американский венчурный фонд Dragoneer, шведская компания по торговле одеждой Hennes & Mauritz и даже американский рэпер Snoop Dogg, который к тому же снялся в рекламе сервиса). Нынешняя оценка делает компанию самой дорогой частной финтех-компанией в Европе.
Klarna была основана в Стокгольме в 2005 г. и ориентировалась в основном на поколение миллениалов: у многих из них нет кредитных карт, так как они не хотят влезать в долги и рисковать, оплачивая покупки в интернете банковской картой. Klarna служит альтернативой кредитам и выступает посредником в онлайн-шопинге. Сервис предлагает несколько вариантов платежей: четырьмя равными частями (при оформлении покупки, а затем каждые две недели), через 30 дней после покупки (что позволяет покупателям сначала оценить и опробовать товар, а только потом его оплачивать – а можно и вовсе вернуть покупку еще до платежа) и за шесть месяцев. Можно настроить автоматическое списание средств с привязанной к сервису банковской карты (до 90% пользователей подобных сервисов привязывают дебетовые карты), чтобы не просрочить платеж и не получить за это пени (от $7 до $35, но не больше суммы платежа).
За исключением комиссии за просрочку платежа, Klarna не берет никаких процентов с покупателей – вместо этого она берет долю от продаж с ритейлеров, поскольку несет риск неполучения платежа и служит драйвером продаж (по словам Ника Молнара, генерального директора аналогичного стартапа из Австралии Afterpay, рассрочка дает торговой точке возможность увеличить конверсию посетителей в покупателей на 20–30%). Наконец, Klarna не требует никакой информации о кредитной истории и паспортных данных покупателя – нужны только два адреса: электронной почты и доставки. Лимит рассрочки не сообщается: запрос на каждую покупку рассматривается отдельно, а на ее одобрение влияет история предыдущих покупок на сайте сервиса.
Все это сделало Klarna действительно привлекательной в глазах покупателей, а пандемия этот эффект усилила – это подтверждают финансовые результаты компании за первое полугодие 2020 г. За этот период компания начала сотрудничать более чем с 35 000 ритейлеров вдобавок к уже имеющимся 200 000 (компания работает в большинстве стран Европы, Австралии и США): в среднем добавлялось по 200 ритейлеров в день, среди них Sephora, Groupon, Nixon, Vans, The North Face и Ralph Lauren. Ранее с компанией начали сотрудничать H&M, IKEA, Samsung, ASOS, Nike, Aliexpress и др. Общее количество зарегистрированных пользователей сервиса увеличилось на 14 млн по сравнению с первым полугодием 2019 г., заметнее всего в США и Великобритании – на 550% и 120% соответственно. Количество активных пользователей приложения Klarna (минимум одна покупка в месяц) удвоилось по сравнению с периодом с января по май 2019 г. и теперь составляет 12 млн, а каждый день приложение устанавливают в среднем 45 000 раз. Совокупная стоимость товаров, купленных с помощью рассрочки, предоставляемой сервисом, выросла на 44% до $22 млрд. Чистый операционный доход поднялся на 36% и достиг $466 млн. Однако пандемия повлияла и на рост операционных убытков: за первое полугодие 2020 г. они увеличились в девять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили $78 млн – это произошло из-за удвоившихся потерь от непогашенных рассрочек. Тем не менее эти потери составляют всего 0,6% от совокупной стоимости проданных с использованием сервиса товаров, и в компании продолжают доверять пользователям, а самое страшное наказание за неуплату задолженности – запрет на доступ к сервису.
По словам управляющего партнера Silver Lake Эгона Дурбана, Klarna – «одна из самых революционных и многообещающих финтех-компаний в мире, которая преобразила торговлю через интернет для миллионов покупателей и мировых ритейлеров». Но и у нее есть сильные конкуренты, например уже упоминавшийся австралийский сервис отложенных платежей Afterpay. Компания действует по такому же принципу BNPL, и ее сервис устроен довольно похоже: покупатель получает беспроцентную рассрочку на покупку (средняя величина которой – $150), а выплатить сумму нужно по частям в течение 56 дней. За просрочку платежа также назначаются пени (на пени приходится 14% от общего дохода Afterpay).
За первые шесть месяцев 2020 г. количество пользователей Afterpay в США, Великобритании и Австралии удвоилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 10 млн (5,6 млн в США, 3,3 млн в Австралии и Новой Зеландии, еще 1 млн – в Великобритании). В августе этого года платежный сервис компании также запустился в Канаде, Сингапуре и Южной Европе. Доход Afterpay за первое полугодие 2020 г. вырос в 2 раза и достиг $378 млн.
В число крупнейших ритейлеров, которые сотрудничают с компанией, входят Urban Outfitter, Anthropologie и Levi’s. В отличие от Klarna акции Afterpay представлены на Австралийской фондовой бирже с 2016 г. С марта этого года их цена выросла на 800% и 28 августа достигла абсолютного максимума в $66,5. Однако с начала сентября акции Afterpay пошли вниз, и на момент закрытия торгов 14 сентября они стоили $53,1 (рыночная капитализация – $15,6 млрд) – снижение котировок произошло после того, как 3 сентября американский гигант PayPal объявил, что собирается запустить подобный BNPL-сервис. Компания выбрала схему с оплатой четырьмя равными частями и сначала опробует ее в США для покупок от $30 до $600, а потом, возможно, введет и в других странах. О подобной инициативе сообщала и Visa. Примечательно, что Klarna как бы в ответ выпустила свои собственные дебетовые карты (пока только в Швеции и Германии). Afterpay тоже не боится конкуренции: Молнар в интервью Financial Times заявил, что не видит угроз со стороны крупных американских платежных систем.