В России резко выросли продажи компьютеров

Спрос на них вырос из-за перехода на удаленную работу и дистанционное обучение
Максим Столов / Ведомости

В середине апреля спрос на ноутбуки в России значительно вырос, рассказали «Ведомостям» представители электронных ритейлеров. Директор по закупкам «Ситилинка» Олег Пчельников говорит, что к середине месяца продажи этих устройств в штуках по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. выросли в 2 раза. В первой декаде апреля рост был еще больше, отмечает он. По словам Пчельникова, высокий спрос на компьютерную технику сохраняется с марта.

В «М.видео–Эльдорадо» в середине апреля продажи ноутбуков в деньгах увеличились в 2,4 раза, в штуках – в 2 раза, рассказывает представитель ритейлера Валерия Андреева. По ее словам, популярностью в апреле пользовались устройства дороже 40 000 руб. – полнофункциональные ноутбуки для работы, а также игровые модели.

В целом продажи ноутбуков в России в середине прошлого месяца (точнее, в период с 13 по 19 апреля) в штуках превысили показатель аналогичного периода прошлого года на 87%, посчитала исследовательская компания GfK. Успехи в сегменте настольных компьютеров были скромнее: на той же неделе их было продано на 3,6% меньше, чем годом ранее. Зато спрос на 17-й неделе (с 20 по 26 апреля) на десктопы резко вырос – их было продано на 8,8% больше, чем за аналогичный период 2019 г. Всего за 16–17-ю неделю в России было продано более 160 000 ноутбуков и настольных компьютеров, уточняет GfK.

Двузначные темпы роста продаж ноутбуков, наметившиеся в марте, сохранились в апреле и начале мая, рассказывает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. В последние годы их потеснили смартфоны и планшеты, отмечает он. Однако с переходом на удаленную учебу и работу пользователи вновь вспомнили про полнофункциональные компьютеры, говорит Кравченко. По его словам, сложно оценить, сколько еще продлится рост и когда будут удовлетворены потребности домохозяйств в компьютерной технике. Восемь лет назад рынок ноутбуков был более чем вдвое больше, нежели в 2019 г., – это теоретический предел нынешнего роста в потребительском секторе, считает Кравченко. К этому потенциалу следует прибавить корпоративный сегмент, который ранее предпочитал десктопы, отмечает он.

Компьютеры нужны для заочного обучения школьников и студентов, и привычного одного компьютера и одного планшета на семью стало не хватать, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, бум продаж компьютеров, вызванный эпидемией коронавируса и переходом на удаленную работу и учебу, не продлится долго – в частности потому, что у покупателей закончатся деньги. II и III квартал 2020 г. не будут столь же успешными для ритейлеров, считает Кусков.

Очевидно, покупатели не ожидают быстрого возвращения в офисы, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Многие компании планируют оптимизировать офисные площади и увеличивать долю работающих удаленно сотрудников, рассуждает он. Спрос действительно связан и с переходом к дистанционному обучению в школах и вузах, согласен Бурмистров. С учетом снижения доходов населения, роста безработицы, досрочного завершения учебного года и прекращения режима нерабочих дней с 12 мая можно ожидать масштабного спада продаж, прогнозирует эксперт. В начале года пользователи купили мобильные устройства, потом ноутбуки, потом стационарные компьютеры – деньги у них, очевидно, закончились и ситуация в III квартале будет драматичной для рынка, предупреждает Бурмистров.

По данным IDC, в 2019 г. на российский рынок было поставлено 5,34 млн компьютеров (-7,8% к 2018 г.). Согласно ее отчету, наибольшим спросом в России пользовались бренды Lenovo, HP, Acer, Asus и Dell. Отгрузки ноутбуков при этом сократились на 9% до 1,1 млн штук.