«Яндекс» инвестирует $40 млн в приложения на искусственном интеллекте
Его партнером по проекту стал американский производитель оборудования NvidiaПлатформа «Яндекс.Облако» и американская компания – разработчик оборудования Nvidia открывают для российских компаний библиотеку приложений для работы с искусственным интеллектом (ИИ). Об этом «Ведомостям» рассказали представители обеих компаний. Такая библиотека специализированного софта уже существует, однако пока пользоваться ею могли только иностранные клиенты и партнеры Nvidia. Сейчас в ней доступно более 80 приложений для работы с ИИ, машинным обучением и нейронными сетями, в том числе программное обеспечение (ПО) Parabricks, которое применяется исследователями COVID-19, или программы для разработки ПО для ИИ TensorFlow и Pytorch. С 17 марта этими инструментами могут пользоваться все клиенты «Яндекс.Облака».
Подразделение «Яндекса» планирует инвестировать в развитие инфраструктуры облачной платформы и разработку инструментов ИИ не менее $40 млн, рассказал представитель компании. А если спрос на ИИ-решения будет расти, то инвестиции будут увеличены. С конца 2019 г. вложено более $5 млн, уточнил он. Инвестиции будут направлены на закупку специализированного оборудования (GPU-процессоров) для увеличения вычислительных возможностей платформы, а также на расширение специализированной команды по разработке собственных сервисов на базе ИИ, таких как, например, облачный сервис синтеза и распознавания речи – Yandex Speechkit, и инструментов для разработчиков ПО, добавил директор по развитию бизнеса в «Яндекс.Облаке» Олег Коверзнев.
У такой платформы есть потенциал, считает главный аналитик Центра по искусственному интеллекту НТИ на базе МФТИ Игорь Пивоваров, она могла бы стать отличной возможностью для быстрого запуска ИИ в бизнесе. Допустим, компания хочет что-то сделать с помощью машинного обучения, но не уверена в результате и в необходимости нанимать для этого в штат программистов, продолжает Пивоваров, в этом случае она могла бы протестировать свои идеи на такой платформе, не затрачивая много ресурсов.
Готовые приложения для работы с ИИ и машинным обучением также помогут в создании принципиально новых продуктов и сервисов завтрашнего дня, уверен Коверзнев: в сфере умного города, беспилотного транспорта, генного анализа и медицинских исследований, дополненной и виртуальной реальности.
Основная проблема заключается в политике российских компаний, считает Пивоваров: они стремятся все сделать сами, а не пользоваться сторонними сервисами. Например, сейчас в России уже разработано пять голосовых интерфейсов для распознавания речи, хотя компании могли бы воспользоваться технологиями, например, «Яндекса» или Центра речевых технологий.
Готовность российского бизнеса к масштабному внедрению ИИ оценить трудно, считает заведующий лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, руководитель проекта распознавания речи DeepPavlov Михаил Бурцев. Хотя пользуются огромной популярностью модели на основе технологии обработки языка – распознавания речи, текста и проч. – BERT. На горизонте 3–5 лет подобные сервисы будут постепенно все сильнее и сильнее интегрироваться в бизнес-процессы, заключает Бурцев.
По данным международной исследовательской компании IDC, инвестиции на российском рынке ИИ к 2023 г. могут увеличиться вдвое. Около 70% опрошенных IDC компаний из различных секторов экономики готовы приступить к внедрению ИИ-решений в течение двух лет, более 80% участников исследования планируют снизить затраты и увеличить производительность в бизнес-процессах за счет когнитивных технологий и систем на базе ИИ.
Но вот как использовать ИИ для борьбы с коронавирусом, пока непонятно, говорит руководитель направления цифровой медицины сети лабораторных центров «Инвитро» Борис Зингерман. Решения должны быть готовы уже сейчас, но их нет. Несколько стартапов, правда, уже заявляли о разработке ряда инструментов, которые помогают определять признаки пневмонии, вызванной коронавирусом, в компьютерных снимках и томограммах пациента. Впрочем, квалифицированные рентгенологи определяют признаки такого заболевания на глаз. Другой вопрос, что не во всех учреждениях имеются такие сотрудники, отмечает Зингерман.