Российский интернет-стартап Hot-WiFi вышел на рынок ОАЭ
Он будет строить корпоративные беспроводные сети и поставлять маркетологам данные об их пользователяхHot-WiFi может заключить договор о сотрудничестве с 10 клиентами из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в ближайшее время, в основном рестораторами. Об этом рассказали «Ведомостям» основатель компании Дмитрий Степаненко и гендиректор партнера Hot-WiFi – разработчика систем автоматизации для отелей и общепита iiko Middle East Леонид Комиссаров. Арабских заказчиков они не назвали. По словам Степаненко, Hot-WiFi предлагает им как создание беспроводных сетей, так и специальный инструмент для учета подключившихся к ним устройств (он нужен, в частности, для измерения эффективности мобильной рекламы). Ресторанный рынок в ОАЭ очень конкурентен, владельцы заведений заинтересованы в сборе данных о клиентах в маркетинговых целях, рассказывает Комиссаров.
Помимо ОАЭ Hot-WiFi сейчас развивает бизнес еще в 12 странах, в том числе в Канаде и Великобритании, рассказывает Степаненко.
Перед выходом на рынок ОАЭ Hot-WiFi и iiko Middle East исследовали региональный рынок корпоративного WiFi. Партнеры оценили его в $200–300 млн, причем, по расчетам iiko, в ближайшие три года он удвоится. При этом в стране насчитывается около 170 000 потенциальных клиентов, среди которых ресторанные сети, торговые центры, отели. Сейчас примерно 70% рынка занято местными провайдерами Swyp, Du, EZELINK и WiFi Map, уточняет представитель Hot-WiFi.
В ОАЭ более 18,4 млн абонентов мобильной связи и примерно 90% из них являются пользователями мобильного интернета, рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. ARPU (средний ежемесячный счет абонента) на рынке ОАЭ составляет примерно $25, что почти в 5 раз выше, чем в России, говорит он. Для сравнения: у российского оператора Tele2 тариф с пакетом 3 Гб стоит 200 руб., или $3 в месяц. В ОАЭ активно развиваются сети 5G, добавляет Савватин, поэтому сервис публичного WiFi будет востребован. Также он считает, что таргетинг рекламы – это перспективная услуга, которая имеет потенциал развития. С поддержкой местных партнеров вполне можно рассчитывать на успех, полагает Савватин.
Рынок мобильной связи в ОАЭ делят две компании – Etisalat и Du, рассказывает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. По сравнению с Россией связь там очень дорогая – пакет с 3 Гб может стоить $40. Соловьев согласен, что такой рынок перспективен для российского WiFi-провайдера. Для комфортного пользования интернетом абоненту нужно не менее 10 Гб в месяц, говорит он. Рынок мобильного интернета в ОАЭ Соловьев оценивает более чем в $700 млн в месяц.
Рынок публичного WiFi в ОАЭ еще в 2018 г. составил $1,8 млн, сказал директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев. Прогноз роста тогда составлял 18,5% в год. Этот рынок в 21 раз меньше российского, однако в нашей стране этот рынок очень конкурентный, отмечает эксперт. У Hot-WiFi с учетом ее текущих наработок есть перспектива войти в тройку лидеров в сегменте корпоративного WiFi-доступа в ОАЭ, считает Негодяев.