«Почта России» оснастит весь свой автопарк датчиками движения и контроля
Инвестиции в проект составят 400 млн рублейВ «Почте России» начинает работать цифровая платформа для анализа больших данных. С ее помощью компания будет управлять собственным автопарком, рассказал «Ведомостям» представитель почтового оператора. Всего программа цифровой трансформации компании рассчитана на четыре года. Общий размер инвестиций может достичь 400 млн руб., из которых 120 млн руб. будет потрачено уже в нынешнем году, сообщил он.
В первый год компания планирует оснастить 2500 собственных автомобилей модулями «Глонасс» производства компании «Навтелеком». Эти модули в режиме реального времени будут собирать данные с различных датчиков и систем автомобиля и передавать их в центры обработки данных «Почты России». Система позволит оптимизировать маршруты автомобилей, надеется заместитель гендиректора «Почты России» Игорь Чебунин. Система даст возможность отслеживать пробег грузовиков, планировать сроки технического обслуживания и ремонта и прогнозировать расход топлива, предполагает представитель компании. Вся собранная информация будет обрабатываться на новой цифровой платформе. Поставщиком решения на конкурсной основе был выбран «Меркатор холдинг».
На основе собранных данных система сможет отслеживать неполадки в автомобиле, объясняет представитель «Меркатор холдинга». Это позволит вовремя проходить техосмотр и снизит затраты на эксплуатацию автопарка, считает он, «Почта России» уже перешла на закупку автомобилей с пятилетним контрактом жизненного цикла.
В совокупности за первые два года действия программы цифровой трансформации почтовый оператор оснастит модулями 10 000 автомобилей, за оставшиеся два года трансформацию претерпят остальные транспортные средства. Программа будет в первую очередь выполняться в наиболее загруженных регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ростове, Челябинске, Башкирии, Алтайском крае, Свердловской и Московской областях.
Анализ деперсонализированных данных, сгенерированных в процессе эксплуатации автомобилей, ускорит развитие интеллектуальной транспортной системы и реализацию концепции «Умный город», рассуждает руководитель департамента продуктов М2М и интернета вещей «Вымпелкома» Александр Хомутинников. Сдерживающим фактором для работы платформы выглядит долгий процесс разработки и тестирования взаимодействия автомобилей с сетью – в среднем около двух лет, предполагает Хомутинников, но именно в 2020 г. на рынок выйдут проекты, над которыми автопром, IT- и логистические компании работали на протяжении последних лет.
400 млн руб.
«Почта России» планирует инвестировать в цифровизацию логистики
«Оптимизация маршрутов коммерческого транспорта дает компаниям с логистической составляющей заметный эффект. Например, проанализировав движение автопарка на основе данных GPS [или «Глонасса»], можно оптимизировать маршруты (с учетом прогноза пробок, остановок, типов груза и загруженности складов) и сократить время в пути на 10–20%, что ведет к логичному снижению топливных затрат и необходимого числа транспортных средств на линии», – говорит представитель сервиса «Яндекс.Маршрутизация» Дмитрий Горчаков.
Проект цифровой платформы положит начало модернизации по национальной программе «Цифровая экономика», проект участия в которой «Почта России» представила в 2019 г. Для исполнения этой программы компания начала активно внедрять цифровые сервисы, в прошлом году они принесли ей свыше 21 млрд руб., или 10% всей выручки. Сейчас главными драйверами цифровой трансформации стали онлайн-сервис отправки писем и посылок для интернет-магазинов, сайт pochta.ru и мобильное приложение, а также сервис электронных заказных писем. Ежемесячно «Почта России» зарабатывает на этих сервисах примерно 2 млрд руб., а интернет-трафик достигает 20 млн посетителей в месяц.
В 2024 г. «Почта России» рассчитывает на увеличение выручки от цифровых решений до 157 млрд руб., заявил заместитель гендиректора по информационным технологиям «Почты России» Сергей Емельченков, это будет половина всей выручки компании. Для достижения этих показателей планируется инвестировать в развитие новых продуктовых решений 47 млрд руб., сообщил Емельченков.