Книжные издательства теряют больше 55 млрд рублей на пиратстве в Telegram
Они требуют от мессенджера удалять нелегальный контентОколо 200 каналов в Telegram распространяют пиратские копии книг, их совокупная аудитория – 2 млн человек, рассказал «Ведомостям» гендиректор Ассоциации по защите прав в интернете (АЗАПИ) Максим Рябыко. Этот мессенджер сейчас – один из крупнейших источников пиратства в рунете, говорит он. АЗАПИ представляет интересы крупнейших книжных издательств – «Эксмо-АСТ», «Азбука-Аттикус», а также легальных интернет-магазинов по продаже книг – «Литрес». Даже с учетом того, что далеко не все пользователи, просматривающие сообщения в пиратских каналах Telegram, в итоге скачивают нелегальный контент, издатели недополучают из-за таких каналов более 55 млрд руб. в год, подсчитала АЗАПИ. При этом размер всего книжного рынка России, по данным «Эксмо-АСТ», составил 92 млрд руб.
Основатель Telegram Павел Дуров на момент публикации не ответил на вопросы «Ведомостей».
Telegram – один из популярных у россиян мессенджеров, этим и обусловлена активность пиратов именно на этой площадке, считает Рябыко. По данным исследовательской компании Mediascope, сейчас Telegram в России хотя бы раз в месяц пользуется 20 млн человек (информация за октябрь 2019 г., более актуальных данных нет).
Жалуются на Telegram и производители сериалов и фильмов. На конференции Content Summit Russia гендиректор видеосервиса more.tv Денис Горшков заявил, что медиакомпании договорились, как решать вопрос с копиями на пиратский контент в поисковиках, но главная проблема сейчас – нелегальные копии в Telegram, которые массово распространяются через этот сервис. Оценивать масштаб пиратства в Telegram Горшков не стал. Об огромном масштабе пиратства в этом сервисе в прошлом году написало американское издание The Outline, которое нашло в мессенджере массу примеров распространения нелегальных копий голливудских фильмов и музыки. Отдельные попытки сервиса блокировать пиратские каналы издание описало как спорадические. Представитель Telegram заявил The Outline, что сервис быстро растет и постоянно улучшает инструменты модерирования контента, но деталей не привел.
Первый сервис, созданный Дуровым, – «В контакте» – также активно использовался для распространения нелегальных копий контента. В 2010–2015 гг. торговое представительство США в ежегодных отчетах называло «В контакте» одним из крупнейших пиратских сайтов в мире. Правообладатели неоднократно судились с соцсетью, но суды, как правило, решали, что пиратские ссылки размещают сами пользователи, а «В контакте» только добросовестный посредник. Тем не менее конфликты с правообладателями сильно мешали бизнесу соцсети. В 2016 г., уже после ухода Дурова из «В контакте», компания договорилась о совместном удалении нелегальных треков с крупнейшими музыкальными издателями, а в 2019 г. урегулировала конфликт и с книжными издателями.
Бороться с пиратством в Telegram обычным способом – через обращение в суд и блокировку – у правообладателей нет возможности, поскольку с апреля 2018 г. доступ к этому мессенджеру по решению суда и так формально заблокирован, указывает Рябыко. На обращения АЗАПИ администрация Telegram никак не реагирует, а добиваться ограничений нелегального контента издателям удается только через обращения в Apple и Google, владеющие операционными системами для смартфонов, рассказывает Рябыко. При этом позиция Apple более жесткая – под угрозой удаления из магазина приложений App Store мессенджер, как правило, сразу блокирует канал-нарушитель, указывает он. С Google, который управляет операционной системой Android, ситуация сложнее: компания дольше рассматривает обращения правообладателей и требует от мессенджера удаления конкретной спорной единицы контента, а не блокировки канала целиком.
Был небольшой период, когда Telegram реагировал на обращения, рассказывает Горшков, но в последнее время все жалобы остаются без ответа. Даже когда Telegram отвечает на запросы, его реакция занимает несколько недель, что критично для кинопремьер и спортивных трансляций, добавляет гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
АЗАПИ намерена добиваться от администрации Telegram внедрения в мессенджер «цифрового отпечатка», что позволяет находить копии контента, либо внедрения обязательной верификации владельцев каналов для того, чтобы в дальнейшем предъявлять им юридические претензии. Если этого не будет сделано, судебные и антимонопольные разбирательства грозят самому Telegram, констатирует Рябыко.