Бывший замминистра связи соберет 10 000 электромобилей для UPS

Денис Свердлов получил от американского гиганта экспресс-доставки еще инвестиции
Arrival разрабатывает технологии для электромобилей
Arrival разрабатывает технологии для электромобилей / Arrival

Венчурное подразделение американского логистического гиганта UPS, специализирующегося на экспресс-доставке, компания UPS Ventures, инвестировало в британский стартап по производству электромобилей Arrival, основанный Денисом Свердловым, бывшим замминистра связи и одним из создателей Yota, рассказал «Ведомостям» сам Свердлов.

Размер инвестиций и долю, которую купила UPS, Свердлов не назвал, но сообщил, что Arrival получила от UPS контракт до 2024 г. на поставку 10 000 электромобилей специального назначения – с возможностью докупить еще 10 000 в приоритетном порядке в будущем.

Первые 10 000 автомобилей будут выпущены в Великобритании, Европе и Северной Америке. По словам Свердлова, по контракту на покупку автомобилей UPS будет выплачивать стартапу сотни миллионов долларов в год.

UPS не ответила на запрос «Ведомостей».

Arrival разрабатывает технологии для электромобилей: готовы электромотор, батареи, инверторы, зарядные устройства, созданы новый вид материала, из которого изготавливаются корпуса машин, и программное обеспечение. Эти технологии, утверждает Свердлов, позволят сделать электромобили Arrival более дешевыми, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания и электромобили других марок.

Arrival начала сотрудничать с UPS как со стратегическим инвестором при разработке электромобилей еще в 2016 г. UPS выдает Arrival важную информацию, как электромобили используются в логистике и как их можно оптимизировать для водителей, продолжает Свердлов. И после заключения контракта UPS продолжит совместно с Arrival проектировать несколько моделей электромобилей с усовершенствованными системами помощи водителю (ADAS). Эта технология предназначена для повышения безопасности и эффективности работы, в том числе для возможности автоматического перемещения на складах, что важно для UPS. Новую функцию Arrival начнет тестировать уже в 2020 г. Стоимость таких транспортных средств также не разглашается.

В сделке может быть учтена предоплата будущих поставок транспортных средств, рассуждает управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко, это нормальная практика на венчурном рынке. Это может быть и традиционная венчурная сделка, считает управляющий партнер фонда Leta Capital Александр Чачава.

UPS как стратег покупает будущий фокус стартапа на том продукте, который интересует именно их, предполагает Чачава.

Производство в 10 000 электромобилей – более чем реальная цель, особенно с учетом таких инвестиций, подтверждает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев, в таком амбициозном проекте вряд ли применяются стандартные венчурные механизмы. Скорее всего контракт подразумевает несколько видов взаимных обязательств, инвестирование денег – лишь одно из них, полагает он.

В середине января Arrival объявила, что привлекла 100 млн евро ($110 млн) инвестиций от Hyundai (80 млн евро) и Kia (20 млн евро). Оценка Arrival в той сделке составила 3 млрд евро, Hyundai и Kia совокупно получили 3,33% стартапа, писал «Коммерсантъ». Свердлов подтвердил такую оценку компании «Ведомостям». Маленькая доля в Arrival принадлежит Gemcorp Атанаса Бостанджиева, выходца из Goldman Sachs, прежде возглавлявшего лондонскую «дочку» ВТБ – VTB Capital Plс, писал «Коммерсантъ», а контролирующий собственник Arrival – инвесткомпания Свердлова Kinetik.

Самый большой рынок электромобилей сегодня в Китае, знает представитель Nissan Роман Скольский: в ближайшие годы там планируют полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Планы Arrival выпустить 10 000 электромобилей он считает реалистичными.

Компания Tesla строит в Китае завод с проектной мощностью 500 000 электромобилей в год и 10 000 к 2024 г. по сравнению с этим – совсем немного, рассуждает Колесниченко, но поставить производство электромобилей на конвейер непросто, у Tesla на это ушло 2–3 года.

10 000 машин – совсем немного, согласен и Чачава: Tesla выпустила в 2019 г. 360 000 машин. Но 10 000 – это уже конвейерная сборка, в гараже можно собрать 100 машин, предупреждает он: «Это вполне определенный этап зрелости, тем более что речь не идет о том, что Arrival не сможет производить машины и для других клиентов. Но предзаказ означает, что Arrival будет в первую очередь заниматься им, а это UPS и надо».

По данным аналитического агентства «Автостат», рынок новых электромобилей в России в 2019 г. составил 353 единицы, что на 145% больше, чем в 2018 г. (тогда было продано 144 шт.). Официально пока что в России продается только электромобиль Jaguar I-Pace, знает Скольский. Остальные, в том числе Nissan Leaf и Tesla – Model X, Model 3 и Model S, ввозятся по серой схеме. Arrival может начать переговоры с потенциальными заказчиками в России уже в 2021 г., сообщил Свердлов.