ВТБ потратит до 15 млрд рублей на цифровую модернизацию
Госбанк объявил тендер среди разработчиковВТБ ищет исполнителя по разработке и модификации программного обеспечения (ПО) на языке Java. Информацию о тендере банк опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20 января. Максимальная стартовая сумма контракта – 15 млрд руб., исполнитель будет определен 4 февраля. Срок исполнения – три года.
Среди прочего банку необходимо разработать или модернизировать сам сайт, банковский шлюз (его задача – обеспечение взаимодействия между внутренними системами банка и пользователями), личный кабинет заемщика, автоматизированную систему взыскания просроченной розничной задолженности и систему дистанционного обслуживания юрлиц.
Модернизация банковских систем станет частью проекта цифровой трансформации, следует из ответа представителя ВТБ «Ведомостям»: «Перед банком ВТБ стоят амбициозные бизнес-цели, и задача IТ – способствовать их достижению в том числе с помощью качественной и быстрой доработки информационных систем». Впрочем, банк рассчитывает, что все 15 млрд руб. ему тратить на эти цели не придется. В тендере указана максимальная сумма, говорит представитель ВТБ: «Мы рассчитываем, что реальные затраты составят порядка 50% от заявленных».
15 млрд руб.
столько ВТБ может потратить на разработку новых программ
Весной прошлого года ВТБ принял новую стратегию. К 2023 г. он должен стать банком № 1 в кошельках клиентов и лидером по уровню удовлетворенности пользователей, а также создать для них полноценную лайфстайл-платформу со всем спектром услуг – от здоровья до отдыха. Также ВТБ заявлял, что планирует предоставлять 100% продуктов онлайн и реализовывать 50% продаж удаленно.
Требования ВТБ к потенциальному исполнителю выполнимы и адекватны, считает технический директор компании Qrator Labs Артем Гавриченков. Стартовая сумма контракта соответствует перечисленному объему работ и не выглядит раздутой. Он допускает снижение стоимости заказа, но не более чем на 10–15%.
По условиям закупки ВТБ ограничил количество подрядчиков 10 компаниями. В случае победы нескольких подрядчиков каждый из них получит равную часть от общего контракта. «Я считаю, что банк ориентируется на 2–3 исполнителей, потому что за три года с компанией в России может случиться что угодно, в то же время, если подрядчиков будет больше трех, это может затруднить координацию и мониторинг работ», – заключил сотрудник другой компании – разработчика банковского ПО.
Основатель и гендиректор группы компаний Complex Systems Дмитрий Сытник тоже считает, что ВТБ не предъявляет завышенных требований к исполнителю, а с объемом работ может справиться и средняя, но опытная компания. «Исходя из условий контракта за этот проект возьмутся компании, которые абсолютно уверены в качестве работ либо для которых потеря денег из-за штрафных баллов в случае обнаружения дефектов не будет критичной, – добавляет он. – Это означает, что заказчик рассматривает в качестве исполнителей крупные компании с фокусом на системную интеграцию и заказную разработку. То есть ВТБ ищет технологического партнера на долгий срок».
«Высокие технологии очень важны. ВТБ тратит на них $800 млн»
До сих пор одним из крупнейших технологических партнеров ВТБ была находящаяся под его контролем компания «Техносерв». Представитель компании вечером 23 января не смог прокомментировать информацию о тендере госбанка.
«Судя по составу работ, банк готовит значительное обновление нескольких ключевых подсистем, которые непосредственно связаны с ядром IТ-инфраструктуры. Подобные работы, как правило, дорогие, долгие и сложные, но в какой то момент неизбежные. Как мы знаем, Сбербанку, по словам самого [Германа] Грефа, пришлось делать такой проект дважды», – напомнил главный аналитик Российской ассоциации электротехнических компаний Карен Казарян.
В банковском секторе конкуренция затруднительна без цифровой трансформации бизнеса, говорит аналитик S&P Роман Рыбалкин. Например, только в 2017 г. «Тинькофф банк» потратил на развитие своей платформы более 5 млрд руб. В конце 2019 г. банк запустил экосистему, в которой объединил сервисы для заказа еды, записи к врачу, вызова такси и проч. «Маржинальность банковских услуг в долгосрочной перспективе будет снижаться – снижаются процентные ставки, растет регуляторная нагрузка. Поэтому банкам нужно повышать эффективность, что они и делают в том числе путем создания цифровых платформ», – заключает Рыбалкин.