ВТБ потратит до 15 млрд рублей на цифровую модернизацию

Госбанк объявил тендер среди разработчиков
ВТБ может потратить до 15 млрд руб. на модернизацию цифровой платформы
ВТБ может потратить до 15 млрд руб. на модернизацию цифровой платформы / Максим Стулов / Ведомости

ВТБ ищет исполнителя по разработке и модификации программного обеспечения (ПО) на языке Java. Информацию о тендере банк опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20 января. Максимальная стартовая сумма контракта – 15 млрд руб., исполнитель будет определен 4 февраля. Срок исполнения – три года.

Среди прочего банку необходимо разработать или модернизировать сам сайт, банковский шлюз (его задача – обеспечение взаимодействия между внутренними системами банка и пользователями), личный кабинет заемщика, автоматизированную систему взыскания просроченной розничной задолженности и систему дистанционного обслуживания юрлиц.

Модернизация банковских систем станет частью проекта цифровой трансформации, следует из ответа представителя ВТБ «Ведомостям»: «Перед банком ВТБ стоят амбициозные бизнес-цели, и задача IТ – способствовать их достижению в том числе с помощью качественной и быстрой доработки информационных систем». Впрочем, банк рассчитывает, что все 15 млрд руб. ему тратить на эти цели не придется. В тендере указана максимальная сумма, говорит представитель ВТБ: «Мы рассчитываем, что реальные затраты составят порядка 50% от заявленных».

15 млрд руб.

столько ВТБ может потратить на разработку новых программ

Весной прошлого года ВТБ принял новую стратегию. К 2023 г. он должен стать банком № 1 в кошельках клиентов и лидером по уровню удовлетворенности пользователей, а также создать для них полноценную лайфстайл-платформу со всем спектром услуг – от здоровья до отдыха. Также ВТБ заявлял, что планирует предоставлять 100% продуктов онлайн и реализовывать 50% продаж удаленно.

Требования ВТБ к потенциальному исполнителю выполнимы и адекватны, считает технический директор компании Qrator Labs Артем Гавриченков. Стартовая сумма контракта соответствует перечисленному объему работ и не выглядит раздутой. Он допускает снижение стоимости заказа, но не более чем на 10–15%.

По условиям закупки ВТБ ограничил количество подрядчиков 10 компаниями. В случае победы нескольких подрядчиков каждый из них получит равную часть от общего контракта. «Я считаю, что банк ориентируется на 2–3 исполнителей, потому что за три года с компанией в России может случиться что угодно, в то же время, если подрядчиков будет больше трех, это может затруднить координацию и мониторинг работ», – заключил сотрудник другой компании – разработчика банковского ПО.

Основатель и гендиректор группы компаний Complex Systems Дмитрий Сытник тоже считает, что ВТБ не предъявляет завышенных требований к исполнителю, а с объемом работ может справиться и средняя, но опытная компания. «Исходя из условий контракта за этот проект возьмутся компании, которые абсолютно уверены в качестве работ либо для которых потеря денег из-за штрафных баллов в случае обнаружения дефектов не будет критичной, – добавляет он. – Это означает, что заказчик рассматривает в качестве исполнителей крупные компании с фокусом на системную интеграцию и заказную разработку. То есть ВТБ ищет технологического партнера на долгий срок».

Андрей Костин
глава ВТБ

«Высокие технологии очень важны. ВТБ тратит на них $800 млн»

До сих пор одним из крупнейших технологических партнеров ВТБ была находящаяся под его контролем компания «Техносерв». Представитель компании вечером 23 января не смог прокомментировать информацию о тендере госбанка.

«Судя по составу работ, банк готовит значительное обновление нескольких ключевых подсистем, которые непосредственно связаны с ядром IТ-инфраструктуры. Подобные работы, как правило, дорогие, долгие и сложные, но в какой то момент неизбежные. Как мы знаем, Сбербанку, по словам самого [Германа] Грефа, пришлось делать такой проект дважды», – напомнил главный аналитик Российской ассоциации электротехнических компаний Карен Казарян.

В банковском секторе конкуренция затруднительна без цифровой трансформации бизнеса, говорит аналитик S&P Роман Рыбалкин. Например, только в 2017 г. «Тинькофф банк» потратил на развитие своей платформы более 5 млрд руб. В конце 2019 г. банк запустил экосистему, в которой объединил сервисы для заказа еды, записи к врачу, вызова такси и проч. «Маржинальность банковских услуг в долгосрочной перспективе будет снижаться – снижаются процентные ставки, растет регуляторная нагрузка. Поэтому банкам нужно повышать эффективность, что они и делают в том числе путем создания цифровых платформ», – заключает Рыбалкин.