В России было продано 30 млн смартфонов за год
Каждый второй был произведен китайским брендомВ 2019 г. в России было продано 30 млн смартфонов на сумму около 495 млрд руб. Это на 1,5% в штуках и 7% в деньгах больше, чем годом ранее, и вдвое больше в деньгах, чем в докризисном 2014 году. За прошлый год средняя цена аппарата увеличилась на 1000 руб. и составила 16 500 руб. Такую предварительную оценку всего российского рынка приводит группа «М.видео-Эльдорадо», управляющая сетью магазинов бытовой техники и электроники.
Схожие данные о рынке смартфонов сообщает представитель ритейлера «Связной»: по статистике этой розничной сети, в 2019 г. рост российского рынка смартфонов в сравнении с 2018 г. мог составить около 1% в натуральном выражении и 7% – в денежном. Средняя цена аппарата к концу 2019 г. могла вырасти на 6% и составить 16 800 руб., в 2018 г. этот показатель был 15 800 руб.
По данным компании МТС, по сравнению с 2018 г. прирост продаж в штучном эквиваленте составил менее 1%. В денежном выражении рынок вырос на 6,4%.
По данным группы «М.видео-Эльдорадо», по количеству проданных устройств с долей рынка 30% в прошлом году лидировал корейский Samsung, еще около 30% пришлось на смартфоны китайских брендов Huawei и Honor, принадлежащих компании Huawei. Все китайские бренды смартфонов в совокупности заняли 50% рынка по количеству проданных устройств (около 15 млн шт.). В денежном выражении 1-е место удерживает компания Apple – благодаря успешному старту продаж нового iPhone 11. Таким образом, на пять брендов – лидеров рынка (Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei) пришлось 82% проданных смартфонов и 92% оборота рынка.
Несколько крупных ритейлеров указывают, что с точки зрения технических характеристик вырос спрос на смартфоны с большой оперативной памятью, безрамочным экраном, камерой от 16 мегапикселей, двумя сим-картами и возможностью биометрической аутентификации (по отпечатку пальца или по лицу). «Тренд года – увеличение количества камер, – уверен представитель МТС. – В 2019 г. количество гаджетов с тремя и более объективами выросло больше чем в 12 раз по отношению к 2018 г.».
«Смартфон ежедневно выполняет роль кошелька, камеры, средства связи, рабочего инструмента, даже пульта от чайника или системы умного дома, – рассуждает руководитель департамента «Мобильная техника» «М.видео-Эльдорадо» Владимир Чайка. – К выбору такого важного помощника пользователи подходят все более рационально и приобретают с перспективой на 2–3 года, до появления новых значимых инноваций».
Срок замены смартфонов за прошлый год вырос до 2–2,5 года, замечает и представитель «Связного», что привело к росту спроса на модели средней ценовой категории – от 10 000 до 20 000 руб. (+10% в штуках и +25% в деньгах), а также на флагманы от 50 000 руб. (+25 и +30% соответственно). В 2019 г. возрос спрос на смартфоны с увеличенной диагональю: уже на протяжении нескольких лет этот параметр ежегодно вырастает в среднем на 0,2 дюйма. «Например, если в 2018 г. популярными диагоналями устройств были 5,5 и 5,7 дюйма, то в 2019 г. все флагманские модели имели диагональ от 6,1 дюйма и выше, – приводит данные представитель «Связного». – Увеличение размеров происходило также в средней и низкой ценовых категориях, где для средней ценовой категории сформировался стандарт 5,5 дюйма, а для низкой ценовой категории – 5 дюймов».
Еще одним заметным трендом, по словам представителя ритейлера, стало распространение смартфонов с каплевидным вырезом под камеру, с отверстием в экране, а также появление устройств с выдвижной камерой.
Рост продаж в магазинах «М.видео-Эльдорадо» составил 19% в штуках и 17% в деньгах. По предварительным данным «Билайна», клиенты его розничной сети купили на 9% больше смартфонов, чем в 2018 г. По итогам ноября 2019 г. выручка от продажи смартфонов в рознице Tele2, по данным компании, выросла на 26%, в то время как продажи в штуках остались теми же, что и в ноябре 2018 г. Это обусловлено в том числе тем, что покупатели выбирают более мощные и дорогие устройства: средний чек с начала года увеличился на 30%, сообщает Tele2.
Еще один тренд – рост продаж смартфонов в кредит. По данным «Мегафона», доля таких продаж составила порядка 25%. «Российские потребители стали чаще отдавать предпочтение более дорогим смартфонам, зачастую – в кредит, – объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Потребитель хочет улучшить технические характеристики устройства и реже его менять. Отсюда и рост рынка в денежном выражении, и практически стагнация – в количественном».