«Яндекс» будет сам производить датчики для беспилотников
Они называются лидары, дорого стоят и пока ненадежны«Яндекс» сообщил, что разработал лидар и камеру для системы управления беспилотным автомобилем. В декабре компания протестировала первые беспилотники, оборудованные новыми сенсорами.
Лидар (Light Detection and Ranging, LiDAR) – устройство, определяющее расстояние до предмета и его очертания с помощью светового луча. В сочетании с видеокамерами и радарами (определяют расстояние до предметов с помощью радиоволн) такие сенсоры дают точную и подробную информацию о ситуации на дороге. Радар может обнаружить объект на расстоянии до 300 м и определить скорость движения, но не распознает его тип. Камера определит тип предмета, распознает дорожный знак, но очень зависит от погоды. Лидар дополнит камеры и радары.
«Яндекс» будет собирать два типа лидаров: электромеханический, с углом обзора 360 градусов, и твердотельный (неподвижный), с углом обзора 120 градусов. Для своих лидаров «Яндекс» будет закупать из-за рубежа только микросхемы, а все остальные элементы произведет самостоятельно.
Лидар не зависит от освещенности дороги, как камера, и дает более подробную информацию об объекте, чем радар. На данный момент лидар – самый важный сенсор для беспилотных автомобилей, утверждает представитель «Яндекса».
Недостаток лидара – стоимость, объясняют в «Яндексе». Дмитрий Полищук, глава направления беспилотных авто «Яндекса», объяснял «Ведомостям», что беспилотный автомобиль «Яндекса» стоил сначала 9,5 млн руб. (более $150 000), в середине 2019 г. – 6,5 млн (около $100 000), а в конце года – 5,7 млн руб. ($90 000). Из них, по словам представителя компании, более $60 000 стоят системы беспилотного управления – в частности, около $40 000 – лидары.
Стоимость лидаров может варьироваться от $10 000 до $25 000, и на каждый автомобиль инженеры «Яндекса» устанавливают по четыре сенсора разной стоимости. Компания закупает их у американской Velodyne. Собственные разработки компании позволят снизить затраты на лидары на 75% до $10 000, считает Полищук.
Высокая стоимость лидаров обусловлена сложностью технологий и тем, что в мире всего несколько компаний занимаются разработками такого уровня. Помимо Velodyne свои технологии есть у китайского производителя Hesai, а также у Waymo (беспилотного подразделения Google). В «Яндексе» признались, что тестировали технологии израильского разработчика Innoviz, но отказались от сотрудничества с ним.
Большинство автопроизводителей, которые занимаются беспилотными разработками, покупают или инвестируют в стартапы. Например, ArgoAI (делает беспилотники для Ford) купила Princeton Lightwave, GM Cruise – Strobe, Aurora (Amazon) – стартап Blackmore. Volkswagen инвестировал в стартап Aeva, занимающийся сенсорами для беспилотников.
Правда, на весенней презентации Tesla ее основатель и гендиректор Илон Маск заявил, что компании, которые делают ставку на лидары, совершают большую ошибку.
Российский разработчик систем беспилотного управления транспортом Cognitive Technologies отказался от лидаров. В компании разработали 4D-радары, которые, по словам представителя компании, обеспечивают эффективное сканирование ситуации на дороге. «Лидар работает в оптическом диапазоне, – объясняет руководитель департамента разработок беспилотного транспорта Cognitive Technologies Юрий Минкин. – У него могут быть проблемы при работе в сложных условиях с низкой видимостью: в сильный ливень, снегопад и т. п.». Лидары расположены на автомобиле в местах, подверженных загрязнению, что делает это решение неэффективным без специальных механизмов, очищающих их, говорит эксперт.
Еще одна проблема, утверждает Минкин, – механические элементы, которые не обеспечивают надежности, свойственной автомобилям. Лидары могут быть чувствительны и к вибрациям на неровной дороге и выдать неверные данные.