В Минкомсвязи сменился куратор импортозамещения софта

Оно проходит медленно и вызывает претензии у контролеров
Министр связи Константин Носков (на фото) передал кураторство над импортозамещением в сфере IT
Министр связи Константин Носков (на фото) передал кураторство над импортозамещением в сфере IT / Евгений Разумный / Ведомости

Министр связи Константин Носков передал кураторство над импортозамещением в сфере IT от одного своего зама другому: эти обязанности Алексея Соколова будет выполнять Евгений Кисляков, рассказал «Ведомостям» человек, узнавший об этом от чиновников. Полномочия перераспределены, чтобы сильнее вовлечь IT-отрасль в нацпроект «Цифровая экономика», подтвердил представитель Минкомсвязи, а за него в целом в министерстве отвечает Кисляков. Министр был недоволен результатами импортозамещения ПО и с этим может быть связано его решение, предполагают чиновник Минкомсвязи и человек, которому сам Носков рассказывал о своем недовольстве. Соколов от комментариев отказался.

Соколов продолжит курировать IT-безопасность «Цифровой экономики», целостность и устойчивость интернета, криптографию, госполитику в сфере обработки персональных данных и безопасности связи, говорит представитель Минкомсвязи. Соколов стал замминистра связи в мае 2014 г. Ранее он занимался в администрации президента «вопросами внешней политики, права и безопасности, сотрудничеством в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций», говорится на сайте Минкомсвязи. В 2008 г. «Коммерсантъ» писал о полном тезке замминистра – Алексее Валерьевиче Соколове, который тогда, по информации издания, служил в ФСБ, его отец был близко знаком с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым и являлся председателем совета директоров «Научных приборов». В 2017 г. в «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью научного руководителя «Научных приборов» Валерия Соколова. Изложенные «Коммерсантом» факты примерно совпадают с внутренней министерской характеристикой замминистра Соколова, но в ней лишь упоминалась его работа в органах безопасности, вспоминает бывший чиновник Минкомсвязи. Представитель министерства отказался комментировать данные о сотрудниках, а ФСБ – не ответила на запрос «Ведомостей». Замминистра Соколов отказался обсуждать информацию «Коммерсанта».

Когда из-за санкций государство занялось импортозамещением, основной целью было усиление IT-безопасности и назначение Соколова как специалиста в сфере безопасности было логичным шагом, вспоминает директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. Но к 2017–2018 гг. появились новые цели – в первую очередь развивать разносторонний рынок отечественных ­IT-решений, продолжает он.

Претензии к результатам импортозамещения софта были у Счетной палаты: в 2017–2018 гг. продуктам из реестра отечественного софта досталось всего 8,5 млрд из потраченных на такие закупки 17,2 млрд руб. Основной проблемой стало неисполнение программ и директив, замечает Массух, например, кассовое исполнение раздела «Информационная безопасность» остается самым низким из всех направлений нацпроекта. Сейчас план в основном выполняется, некоторые сроки сместились из-за недоведения финансирования, передал через представителя директор по IT-безопасности в АНО Николай Зубарев.

Соколов предлагал упростить выполнение госкомпаниями директивы первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова, настаивавшего на более активном импортозамещении софта. Но потом министерство отозвало его предложения, знает Массух (представитель Минкомсвязи это не комментирует). Главное – следить за исполнением уже принятых мер и решение поручить это опытному в реализации госпрограмм Кислякову может помочь, считает Массух.

Российским разработчикам софта не хватает спроса на внутреннем рынке, а госзаказчикам – стимула покупать отечественное: это дополнительные затраты и риски, говорил на конференции ТАСС президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Крупные зарубежные вендоры могут сильно занижать цены и противодействовать замещению отдельных продуктов и целых ­IT-платформ, сетовал он.