«Сколково» предложило создать IT-интегратора для государства
Премьер Дмитрий Медведев считает, что в идее «есть рациональное зерно»Российский рынок системной интеграции преимущественно поделен между десяткой крупнейших интеграторов – они зарабатывают на сотрудничестве с иностранными компаниями и не заинтересованы в импортозамещении, поэтому в пику им нужно создать государственного интегратора в технопарке «Сколково». Новая «Сколково-интеграция» должна создавать комплексные отраслевые IT-решения и продвигать их – для этого нужно проработать законодательство под государственного интегратора и дать ему «временные» преференции.
Такое предложение описано в письме технопарка «Сколково» (100%-ная «дочка» фонда «Сколково») премьер-министру Дмитрию Медведеву. А тот 5 ноября наложил резолюцию: в идее «есть рациональное зерно». Медведев поручил председателю фонда «Сколково» Аркадию Дворковичу и вице-премьеру Максиму Акимову «проработать и доложить предложения». «Ведомости» ознакомились с копией письма. Пресс-секретарь Медведева подтвердил его получение и факт данных поручений. Представитель Акимова говорит, что поручения получены, работа по ним ведется.
Руководитель пресс-службы «Сколково» подтверждает: у фонда действительно есть план создать своего системного интегратора. Впрочем, поручения премьер-министра стали для него сюрпризом.
Чья идея?
Письмо Медведеву написал Евгений Лифшиц. Он представился директором по стратегическому развитию технопарка «Сколково» и даже попросил Медведева «предоставить возможность доложить Вам лично о предлагаемых инициативах». Но Лифшиц никогда не работал и не работает в технопарке, заверил представитель «Сколково», да и должности такой в технопарке не существовало.
36-летний Лифшиц работал вице-президентом IT-компании «Систематика», а сейчас является руководителем Агентства по кибербезопасности и членом экспертного совета при комитете Госдумы по информационной политике.
Лифшиц подтвердил «Ведомостям»: он не являлся и не является сотрудником технопарка «Сколково». «Когда я подписывал и отправлял это письмо, шли только переговоры о моем трудоустройстве в «Сколково», – объясняет Лифшиц. – Официально я еще не был назначен на должность, которую указал в письме, а письмо не было согласовано с руководством «Сколково». Отправку письма он объяснил тем, что являлся «одним из основных идеологов» создания IT-интегратора. А написал письмо премьер-министру, чтобы «ускорить запуск проекта и обсудить, какими мерами правительство может его поддержать». Но когда Медведев дал резолюцию на это письмо и в «Сколково» поступили поручения проработать проект, переговоры о найме «прекратились, назначение пока не состоялось».
Лифшиц передал письмо на публичном мероприятии в «Сколково». Оно было рассмотрено, так как автор в тот момент уже проходил процедуру оформления на работу в «Сколково», объясняет пресс-секретарь Медведева. «Сколково» направит более подробную информацию о проекте в правительство от лица действующих сотрудников, заверил пресс-секретарь премьер-министра.
Подобный случай – это нонсенс, говорит сотрудник госкорпорации. Бывает, что еще не оформленные на работу люди уже ведут неформальные переговоры, но все же не от имени компании.
Чтобы письмо попало на стол к премьер-министру, минуя бюрократические процедуры, его должен передать человек, которого хорошо знают в аппарате и проекты которого априори воспринимают всерьез. Вряд ли это был случай, когда человек просто представился топ-менеджером и смог передать информацию сотрудникам аппарата, рассуждает специалист по GR крупной компании. Но такие письма должны направляться с санкции компании. Поэтому в случае со «Сколково» отказ от услуг такого специалиста является оправданным. Если невозможно проконтролировать, что человек вносит в правительство от лица компании, то он представляет больше опасности, чем пользы, резюмирует собеседник «Ведомостей».
В чем суть проекта
Идея сделать государственного интегратора именно на базе технопарка «Сколково» возникла из-за того, что он объединяет больше всего российских IT-решений, которые, с одной стороны, вместе могут выполнить большую часть IT-задач любого заказчика, с другой – по отдельности эти решения не всегда достаточно зрелые и самодостаточные, чтобы выйти на того же заказчика самостоятельно, говорит Лифшиц. Во всей экосистеме «Сколково» более 1900 стартапов, указано в годовом отчете за 2019 г. инновационного центра «Сколково». На сайте технопарка указано, что именно у него 250 резидентов.
Фонд «Сколково» уже несколько лет занимается ускоренным развитием компаний-резидентов для их вывода на рынок: специалисты фонда анализируют проблемы технологического развития в масштабах страны, выбирают, какие стартапы и как могут решить эти проблемы, как именно их стоит развивать под потребности рыночных заказчиков, перечисляет руководитель пресс-службы фонда «Сколково».
Пока «Сколково» больше работает над развитием и поддержанием стартапов-резидентов, но не решает проблему их вывода на российский рынок, спорит Лифшиц. Проект «Сколково-интеграция» должен решить эту проблему. Еще нет конкретных планов финансирования проекта, но для его запуска нужны лишь небольшая команда специалистов и деньги на ее поддержание, а при будущем расширении проекта не обязательно потребуются большие субсидии и госбюджеты, если заказов и клиентов будет достаточно для самоокупаемости, рассуждает он.
Лифшиц и представители «Сколково» спорят о том, «государственным» ли интегратором будет «Сколково-интеграция». Лифшиц говорит, что идея была в том, что у интегратора не будет частных и коммерческих совладельцев и тогда проект государственный, это и позволит ему получить преференции от правительства. Руководитель пресс-службы объясняет, что проект не будет государственным и речь не идет о создании для него специального режима – обсуждается создание коммерческого интегратора с клиентами из числа индустриальных партнеров фонда «Сколково». Часть программ ускоренного развития стартапов в «Сколково» работают под конкретных заказчиков и они могут быть платными – это позволяет фонду «Сколково» выделять на них дополнительные ресурсы, объясняет руководитель его пресс-службы. «Некоторым заказчикам нужно не только найти подходящие технологии, но и интегрировать их в уже работающие у заказчиков технологические решения, «Сколково» и собирается создать коммерческий проект собственного системного интегратора – сначала в тестовом режиме в 2020 г.», – указывает он.
Нужен ли проект на рынке?
В новом госинтеграторе нет необходимости, солидарны президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров, председатель совета директоров группы компаний «Аплана» Тагир Яппаров и сооснователь IBS Сергей Мацоцкий: уже есть госинтеграторы, например ФГУП НИИ «Восход», они и так забирают существенную долю заказов. Господрядчики и так создают и поддерживают государственные информационные системы, отмечают Яппаров и Мацоцкий. Если государственный интегратор вступит в борьбу с частниками на рынке, где 60–70% заказа так или иначе зависит от государства, то история может плохо кончиться, предупреждает Макаров. Госструктура за счет административного ресурса вытеснит частные компании с рынка, а из-за отсутствия конкуренции упадет уровень всей отрасли.
Крупные интеграторы и так не стараются фокусироваться на иностранных решениях, уверен Мацоцкий: часто они продают собственные решения. А проблема импортозамещения не в том, что интеграторы не хотят внедрять российский софт, а в нехватке конкурентоспособных отечественных решений, добавляет директор департамента Softline по работе с государственными организациями Игорь Лейпи. Нельзя заставить заказчика перейти на незрелый продукт – в крайнем случае его купят для галочки и просто не будут использовать, скептичен Яппаров.