Россия будет заметно отставать в гонке пятого поколения связи

Нужны общепринятые частоты для 5G
Andy Wong / AP
Andy Wong / AP

К 2025 г. Китай, США, Япония и Южная Корея будут лидерами по проникновению пятого поколения связи, прогнозирует GSMA Intelligence; а Европа и Россия будут отставать.

Как предполагает GSMA Intelligence, в Корее 66% мобильных подключений страны (41 млн) будут составлять подключения к сети 5G – по проникновению Корея будет абсолютным мировым лидером. К 2025 г. приблизительно половина всех подключений в США и Японии будут подключения к 5G – 188 млн и 98 млн соответственно. Китай по проникновению сети 5G – на четвертом месте с 36%, или 600 млн подключений, Европа – на пятом с 30%, или 209 млн подключений. Средний показатель к 2025 г. по миру – 18% (1570 млн) подключений. России GSMA Intelligence предсказывает 19%, или 46 млн подключений к пятому поколению связи в 2025 г.

Прогноз для России выглядят пессимистичным, считает коммерческий директор «Мегафона» Влад Вольфсон. Новый стандарт связи, объясняет он, становится доминирующим, когда им начинают пользоваться более 60% абонентов. Технологии 4G в России потребовалось для этого, напоминает Вольфсон, 5,5 года: на начало 2018 г. 60% смартфонов в сети «Мегафона» поддерживали стандарт LTE, а на конец октября 2019 г. – 81%.

Представитель «Ростелекома» говорит, что прогноз GSMA Intelligence – 46 млн подключений – выглядит оптимистично, но, учитывая появление новых видов цифровых сервисов, не лишен оснований, в том числе с точки зрения планирования.

Ведущий эксперт по беспроводным технологиям Huawei в России Дмитрий Конарев считает, что прогнозируемые для России цифры вполне достижимы, но для быстрого и широкого развертывания сетей 5G потребуются внушительные инвестиции и частотный ресурс, которого у операторов пока нет.

Основное преимущество передовых в мобильной связи регионов мира, в том числе Евросоюза и Южной Кореи, – выделенный для развития 5G «золотой диапазон» 3,4–3,8 ГГц, говорит представитель МТС: от решения вопроса о частотах в России будут зависеть темпы подключения и строительства сетей пятого поколения.

Этот диапазон – самый популярный в мире, он стал приоритетным при разработке пользовательских устройств (на рынке они уже есть в ассортименте), рассказывает представитель Ericsson: в России этот ресурс сейчас занят спецслужбами, и основным диапазоном для 5G здесь может стать 4,8–4,99 ГГц, а поскольку он имеет более узкую экосистему оборудования и смартфонов, развитие 5G может замедлиться. Российский путь внедрения 5G, говорит представитель «Ростелекома», предполагает развитие линейки отечественного оборудования связи, на базе которого будет создаваться основная часть инфраструктуры. В других странах подобные вызовы отсутствуют.

При наличии аналогичных проблем с частотным ресурсом в других странах (например, в США) у регулятора есть четкая дорожная карта высвобождения частот под нужды операторов с понятным сроком организационно-технических мероприятий с действующими пользователями спектра, говорит руководитель департамента по внедрению новых технологий «Билайна» Александр Балюк. Кроме того, по его словам, для стран, где прогнозируется быстрый рост 5G (Южная Корея, США, Япония), характерен высокий ARPU. В России же, по данным Балюка, средний доход на абонента на порядок ниже, в связи с чем окупаемость инвестиций в сети 5G вызывает большие сомнения. В этих условиях, продолжает Балюк, стимулирование операторов в России со стороны государства становится критически важным фактором для успешного развития 5G. Во многих странах, где бизнес-кейс 5G под вопросом, в частности европейских, государство оказывает поддержку операторам в виде преференций при строительстве сетей 5G, например увеличения сроков действия лицензий до 20 лет.

В Корее, США и Японии мобильные устройства в основном продаются в операторской рознице и с контрактами, говорит Вольфсон: стоимость смартфона в этом случае или нулевая, или существенно ниже розничной, а выплата оставшейся стоимости устройства закладывается в ежемесячную абонентскую плату в течение одного-двух лет. Такой подход, считает Вольфсон, позволяет операторам быстро выводить из обращения устройства предыдущих стандартов и заменять их на новые – например, с поддержкой 5G.

По данным GSMA Intelligence, по прошествии семи лет с запуска сетей четвертого поколения связи, в 2016 г., в зонах, покрытых этой сетью, 38% населения имеют реальный доступ к ней, в то время как к 2025 г., по прогнозу GSMA, реальный доступ к сетям 5G будет у 42% населения в зонах действия этой сети.

По прогнозу МТС, соотношение мобильного интернет-трафика в сетях 4G и 5G к 2025 г. разделится так: 66% трафика – в LTE, 34% – 5G.