Минкультуры занесет продюсеров провальных фильмов в стоп-лист
Им будет ограничен доступ к бюджетным деньгамМинкультуры готовит предложения об изменении системы распределения бюджетных средств на поддержку кинопроектов, заявила глава департамента кинематографии министерства Ольга Любимова. Министр культуры Владимир Мединский сказал «Ведомостям», что кинокомпании, проекты которых не имели коммерческого успеха, будут занесены в стоп-листы: «Важно не только сделать хорошее кино, но и приложить все усилия для его продажи. Те кинокомпании, которые отличаются плохими показателями по продажам, будут иметь невысокие шансы на дальнейшую господдержку. Будут стоп-листы». По словам Мединского, задача любого фильма, который снимается с господдержкой, дойти до зрителя: через кинотеатры, через телеэкраны или в интернете.
Какие изменения планируется предложить правительству, Любимова сказать не смогла: «Потребуется внесение изменений в несколько законодательных актов. Рассчитываем, что питчинги (презентации кинопроектов. – «Ведомости») в 2020 г. пройдут уже по новым правилам».
Государство ежегодно выделяет на производство фильмов 5–7 млрд руб. Эти деньги между кинокомпаниями распределяют Минкультуры, которое дает деньги на авторское и дебютное кино, а также Фонд кино, поддерживающий проекты, рассчитанные на массовую аудиторию. Минкультуры выделяет субсидии на безвозвратной основе, Фонд кино часть денег дает на безвозвратной основе, часть – на условиях возврата.
80 фильмов, или больше половины профинансированных Минкультуры с 2015 г. картин, в кинотеатрах увидели меньше 10 000 зрителей. У 30 фильмов не набралось и 1000 зрителей. Об этом свидетельствуют данные базы «Господдержка».
Если раньше об эффективности расходования средств задумывались только распределители, то сейчас о несовершенстве системы поддержки на кино говорят уже в Счетной палате. По итогам проверки, проведенной в 2017–2019 гг., аудиторы в своем отчете заявили о том, что действующая система распределения госсредств на производство фильмов имеет ряд недостатков. Главный из них, как следует из отчета Счетной палаты, непрозрачность отбора проектов и отсутствие критериев оценки успешности предыдущих работ продюсера, претендующего на получение субсидии: «Это несет риски неэффективности использования средств бюджета».
Пересмотра, считают аудиторы, также требует механизм финансирования фильмов Фондом кино. Сейчас он направляет на поддержку проектов не только прямые бюджетные субсидии, но и собственные средства, источником которых является возвратное финансирование кинопроектов.
Собственные средства Фонд кино может выделять только на возвратной основе. В 2017–2019 гг. общий размер возвращенных Фонду кино средств составил 3,27 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. Их востребованность продюсерами за этот период снизилась в 5 раз: в 2017 г. за счет средств фонда было поддержано 64 проекта на общую сумму 1,56 млрд руб., в 2018 г. – 33 на общую сумму 756 млн руб., в 2019 г. – только семь на общую сумму 338 млн руб.
«Низкая заинтересованность организаций кинематографии в средствах Фонда кино, предоставляемых на условиях 100%-ной возвратности, привела к росту остатков средств на счетах Фонда кино: на конец 2017 г. – 388 млн руб., 2018-го – 1,2 млрд руб. Эти средства аккумулируются на счетах Фонда кино и не распределяются в дальнейшем в киноотрасль», – указывают аудиторы. Эту проблему можно решить, разрешив Фонду кино распределять часть собственных средств на безвозвратной основе, полагают в Счетной палате.
Исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов заявил «Ведомостям», что поддерживает эту инициативу. По его словам, невостребованность части возвратных средств обусловлена в том числе дефицитом качественных проектов продюсеров, которые готов был бы поддержать Фонд кино. Он напоминает, что часть средств весеннего питчинга Фонда кино была перенесена на осень именно из-за того, что к отбору было заявлено недостаточное количество хороших кинопроектов.
«Фонд кино ежегодно распределяет между кинокомпаниями на безвозвратной основе 3 млрд руб., это стоимость 30 минут голливудского фильма, – говорит основатель и совладелец кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. – Конечно, увеличение размера невозвратной господдержки – это разумное предложение. Возвратная поддержка для кинокомпаний, не являющихся лидерами, – это капкан». По его словам, идея оценивать фильмы по количеству всех посмотревших его зрителей правильная, вопрос только в целесообразности введения карательных мер в виде стоп-листов для продюсеров: «В мировом кинематографе есть примеры фильмов, которые не имели успеха сразу, но затем стали мировой классикой, – «Бегущий по лезвию» и «День сурка». Они до сих пор хорошо продаются».
Производство фильма – это не производство Coca-Cola, предсказать точные результаты довольно сложно, говорит гендиректор «Централ партнершип» Вадим Верещагин. «На старте проекта продюсеры рассчитывают на определенные цифры и берут их не с потолка. Есть факторы, которые влияют на конечный результат: фильм может не получиться, конъюнктура – измениться. Но если фильмы, получающие господдержку, проваливаются системно, то это вопрос не только к продюсерам, но и к тем, кто эти деньги распределяет», – считает Верещагин.