Операторы связи пожаловались в ФАС на электрические столбы
Опоры линий электропередачи регионы сдают в аренду слишком дорогоМедиа-коммуникационный союз (МКС), объединяющий операторов связи, правообладателей и вещателей, просит Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить тарифообразование при размещении и эксплуатации линий связи на опорах линий электропередачи.
Требования МКС изложены в письме (написано в конце октября) заместителю руководителя ФАС Анатолию Голомолзину, копия документа есть у «Ведомостей»; его подлинность подтвердил представитель одного из операторов связи. В пресс-службе ФАС также подтвердили, что получили такое письмо. Президент МКС Михаил Демин подтвердил факт обращения по поручению операторов – участников союза.
Авторы письма утверждают, что в некоторых регионах операторы связи сталкиваются со случаями завышения тарифов на аренду опор линий электропередачи и опор контактной сети, необоснованной дифференциацией тарифов на размещения волоконно-оптических линий связи на указанных объектах, а также навязыванием невыгодных условий договоров аренды указанных объектов и сопутствующих услуг, предшествующих заключению договоров аренды. Такие тарифы делают покрытие связью отдельных населенных пунктов экономически нецелесообразными, утверждают авторы письма.
Антимонопольная служба получает жалобы от операторов связи, которые сталкиваются с установлением необоснованных ограничений со стороны собственников энергетической инфраструктуры на размещение средств и линий связи, сообщил «Ведомостям» представитель ФАС: служба ведет проверки поступивших обращений. В большинстве случаев рассмотрение подобных жалоб не приводит к положительному для операторов связи результату, нарушения не устраняются, говорится в письме.
В Tele2 говорят, что проблема хотя и существует, но массового характера не несет. «Такие случаи единичны, и каждый раз мы решаем проблему отдельно», – указывает представитель Tele2. Расходы исчисляются миллиардами рублей для рынка, а решение вопроса позволит операторам высвободить значительные дополнительные средства, в том числе для проектов, входящих в национальную программу «Цифровая экономика», уверен представитель «ЭР-телеком холдинга». «Проблема актуальная. Мы сталкиваемся со случаями одномоментного резкого роста цен», – сообщил представитель «Ростелекома». Представитель МТС сказал, что ему известно об этом письме. Представитель «Мегафона» отказался от комментариев. В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») также признают наличие проблемы.
Потери для операторов складываются из нескольких факторов: завышения цен, которым грешат владельцы инфраструктуры, неоптимального построения сети и упущенной выгоды, говорит собеседник «Ведомостей» в одном из операторов связи. У федеральной компании они могут достигать 200 млн руб. в год, утверждает он.
В федеральном масштабе потери для одного оператора от такой политики могут достигать сотен миллионов рублей в год, оценивает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: сейчас единого закона нет, и каждый регион решает этот вопрос сам. Оператор не всегда имеет возможность построить опору самостоятельно, и владельцы опор оказываются в монопольном положении и повышают тарифы для операторов, а сами операторы закладывают это в стоимость услуг для абонентов, объясняет он. Но предыдущие обращения операторов по этой теме были безуспешны, заключает Кусков.